Багамы, островное государство в Вест-Индии, вошли в историю цифровых валют 20 октября с официальным запуском новой цифровой валюты центрального банка, так называемого песочного доллара. Он стал первой страной, которая развернула CBDC, доступную для всех жителей, и хотя Багамы – небольшая страна с населением всего 393000 человек, это событие, похоже, имеет некоторое глобальное финансовое значение.
Или это? «Может быть, если это удастся», – сказал Cointelegraph Росс Бакли, профессор подрывных инноваций KPMG-KWM из Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее. «Другие малые островные государства – например, на моем заднем дворе в Тихом океане – внимательно наблюдают за этим и вполне могут последовать его примеру».
Джеймс Барт, профессор финансов в Обернском университете, поместил это событие в контекст серии вех CBDC, начиная с запуска Биткойна (BTC) в 2009 году и включая объявление Facebook Libra в 2019 году, испытания CBDC в Китае в апреле и Заявление Европейского центрального банка о возможном выпуске цифрового евро в октябре. «Эти события и пандемия COVID-19 сделали практически гарантированным, что страна – скорее всего, небольшая страна – будет жить с цифровой валютой центрального банка», – сказал он.
Некоторые, однако, сказали, что пока рано говорить об этом. Ханс Герсбах, профессор экономики ETH Zurich в Швейцарии, сказал Cointelegraph: «Во-первых, мы должны посмотреть, будет ли он хорошо работать на практике». Джей Джо, генеральный директор Nzia Limited – поставщика технологических решений для развертывания Багамских островов, – сказал Cointelegraph, что песочный доллар был введен на Багамах, чтобы способствовать расширению доступа к финансовым услугам по всей стране:
«Багамы – это обширный архипелаг, раскинувшийся на более чем 100 000 квадратных миль океана, с множеством удаленных островов и населенных пунктов, жители которых не имеют доступа к официальным финансовым услугам».
Из-за малочисленности населения банкам часто экономически невыгодно строить филиалы и поддерживать инфраструктуру. Новый CBDC «предоставляет жителям Багамских островов универсальный доступ к цифровым платежам и расширяет доступ к финансовым услугам во всех уголках страны», – сказал Джо Cointelegraph. Джо сказал, что среди ключевых вопросов, на которые центральный банк страны и другие стороны хотели ответить при внедрении, были «как будут формироваться существующие правила и политика, и, в конечном итоге, как CBDC будет воспринята людьми, чтобы когда-нибудь стать такой же». повсеместно, как наличные ».
Ощущение срочности?
Глобальный спрос на онлайн-услуги резко возрос с пандемией COVID-19, и это, возможно, является движущей силой развития CBDC во всем мире. Как сказал заместитель управляющего Центрального банка Канады Тимоти Лейн, сказал относительно недавно. «Если мы хотим быть готовыми к разработке любого цифрового продукта центрального банка, нам нужно двигаться быстрее, чем мы думали». Барт далее объяснил:
«Вирус изменил поведение в пользу большего социального дистанцирования и, следовательно, более широкого использования онлайн-общения и транзакций как внутри страны, так и во всем мире. Это, безусловно, делает цифровые валюты более актуальными в качестве денег и для платежей ».
Но это чувство безотлагательности не универсально, как заявил 19 октября на мероприятии Международного валютного фонда председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл. Он считает, что CBDC сталкиваются со многими критическими проблемами, такими как предотвращение мошенничества и кибератак, обеспечение финансовой стабильности и защита конфиденциальности, говоря: «Еще предстоит проделать большую работу. […] На самом деле, я действительно думаю, что CBDC – одна из тех проблем, где для Соединенных Штатов важнее решить ее правильно, чем быть первыми ».
По словам Пауэлла, США не нужно беспокоиться о потере преимущества «первопроходца» в отношении цифровой валюты. Он был прав? «Вероятно, в непосредственном смысле, да», – сказал Бакли, добавив: «В более долгосрочной перспективе, однако, если Китай или другая страна разрешит использовать свои CBDC в международной торговле, США должны будут быстро и быстро отреагировать».
США извлекают огромные выгоды из чеканки мировой резервной валюты, и потеря эксклюзивности в этом отношении может дорого обойтись экономике США. Это также имело бы политические последствия – например, выведение многих стран из-под действия финансовых санкций США. Бакли считает, что «долгая игра» Китая, возможно, состоит в том, чтобы перевернуть доллар США как мировую резервную валюту. “Это [China] ненавидит, что мировая экономическая система построена на долларе США, и стремится создать параллельную систему, которую он контролирует », – сказал он, добавив далее:« Это было стимулом для обозначения торговых контрактов экспортеров и импортеров других стран с Китай в юанях ».
Это также послужило мотивацией для создания Нового банка развития, учрежденного странами БРИКС – Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южной Африкой, а также для Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, – продолжил Бакли, имея в виду еще один многосторонний банк развития, создание которого было предложено Китаем. в 2009 году, чтобы лучше использовать резервы китайской иностранной валюты в условиях мирового финансового кризиса. «А [Chinese] CBDC будет действительно хорошо взаимодействовать с дематериализованной цифровой торговой документацией, поэтому, если Китай разрешит DC / EP оффшор, это полностью изменит правила игры. Со временем, я думаю, они это сделают ».
Барт, со своей стороны, согласился с тем, что США не нужно торопиться с выводом CBDC на рынок, поскольку США – крупнейшая экономика в мире, на которую приходится 20% мирового валового внутреннего продукта, а доллар США остается доминирующей в мире. валюта. «Председатель Пауэлл прав в том, что США не нужно беспокоиться о потере преимущества« первопроходца »из-за поспешного выпуска цифровой валюты центрального банка».
С другой стороны, Сидхарт Согани, основатель и генеральный директор аналитической фирмы Crebaco Global, сказал Cointelegraph, что выход первым на рынок среди крупных экономик дело. «Китай уже тестирует свою CBDC. Они интегрировали POS-машины, мобильные приложения и множество других исходных кодов для разработки приложений на своей CBDC».
Далее он выразил мнение: «В этом случае решающее значение имеет преимущество первопроходца, особенно когда вы конкурируете с Китаем». В финансовом отношении США по-прежнему доминируют, но в отношении технологии CBDC они отстают: «И здесь Китай наверняка будет лидером, поскольку они готовы со своей CBDC и являются второй по величине экономикой в мире».
Согани объяснил это с точки зрения клиента банка: «Если у вас уже есть большой опыт работы с банком A», который использует китайский CBDC, «вы откроете счет или загрузите приложение с банком B, которое занимается бизнесом. с долларом США CBDC? » Если / когда Китай запустит CBDC, он очень быстро привлечет большое количество клиентов со всего мира. «Их будет сложно поймать».
США должны иметь готовую CBDC – на всякий случай, – предложил Герсбах. «Подготовка должна быть усилена, чтобы быстро следовать в случае внедрения успешных моделей CBCD». Но, по словам Барта, большой вопрос заключается в том, как «CBDC повлияют на деньги и платежи, особенно на роль правительства». Герсбах также выделил несколько других факторов: «Предотвращение кибератак, проблем с конфиденциальностью и финансовой стабильности. Безопасность всех видов и финансовая стабильность – это два наиболее важных вопроса, которые необходимо решить ».
Согани, предполагая, что CBDC будут построены на платформе блокчейна, спросил, как CBDC будут связаны с биткойнами и другими криптовалютами. “Это [a CBDC] совершенно другая вещь, с другими принципами и использованием. Понимание мельчайших деталей – самая большая проблема ».
Насколько близко первая массовая CBDC?
Похоже, что развитие CBDC во всем мире ускорилось в 2020 году, и если это так, когда можно увидеть первую крупномасштабную CBDC? По словам Барта: «Большинство крупных стран уже некоторое время изучают CBDC». Добавил он:
«Китай, конечно же, участвовал в испытаниях, но не получил информации о дате принятия в общенациональном масштабе. Тем не менее, она, вероятно, станет первой крупной страной, выпустившей CBDC, и, если так, это может побудить другие крупные страны последовать ее примеру ».
Что касается Китая, Согани сказал: «Их правовая база, похоже, находится в процессе становления. Он запустит его в массы через несколько месяцев. Я не вижу ни одной другой страны, столь же близкой к стадии развития Китая ». Между тем, по словам Бакли:« Китай явно намеревается в своем проекте цифровой валюты / электронных платежей доминировать над платежами и деньгами внутри Китая, и они работают над этим. от пяти до семи лет ».
Пока проект остается внутренним, для Соединенных Штатов не будет реальной проблемы. Но если Китай сделает это глобальным, «США потребуются годы работы, чтобы отреагировать на это введением собственной CBDC, так называемого цифрового доллара», – сказал Бакли.
Между тем, Согани видит большие преимущества даже для небольших стран, таких как Багамы, которые выбирают цифровой путь. «CBDC позволяет валюте страны выходить на мировой уровень, чего не предлагает текущая финансовая экосистема». Чтобы осуществить международный перевод, необходимо подписать достаточно документов и оплатить сборы. «Это дорого. Это занимает до двух дней и сложно», – прокомментировал Согани, добавив:
«Но если это CBDC, он может напрямую поступать в мобильные приложения, и его можно отслеживать. Да, соблюдение требований будет, но метод SWIFT, предполагающий использование счетов nostro и vostro, будет исключен, что упростит жизнь ».
Джо назвал запуск на Багамах «первой в мире производственной реализацией розничной CBDC». На вопрос, есть ли здесь уроки для других стран, генеральный директор NZIA сказал Cointelegraph, что их много, «включая важность участия широких масс и понимание CBDC и его влияния на опосредованную финансовую систему», и добавил:
«CBDC – это больше, чем сложное программное обеспечение и системы мобильных кошельков. Он должен быть разработан с нуля и построен как часть национальной платежной инфраструктуры, отвечающей потребностям обычных людей ».
В общем, в последних событиях, похоже, есть некая глобальная логика. Поскольку доллар США, действующий глобальный валютный резерв, может многое потерять, выйдя на рынок с некорректной CBDC, он, похоже, движется осторожно, позволяя более мелким игрокам, таким как Багамы, провести бета-тестирование. Тем временем Китай, претендующий на роль соперника, движется быстро, но его проект DC / EP пока ориентирован на массовый рынок страны. По-настоящему глобальный цифровой юань может быть еще через несколько лет.
«CBDC полностью меняет правила игры, поднимая множество серьезных проблем», – заключил Бакли. «Вот почему ни одна страна еще не сделала этого. Центральные банки никогда не любят шагать в неизвестность – это не в их ДНК по уважительным причинам. Но я думаю, что Китай заставит руки других стран ».