Активная цифровизация крупных отечественных финансовых институтов – заметная, безусловно, положительная тенденция. Россия входит в пятерку мировых лидеры в скорости перехода на безналичный расчет, а количество бесконтактных переводов и платежей увеличивается с каждым годом. Такое активное развитие требует внесения изменений в законодательство, и неизбежно многие специалисты и представители финансовой сферы обращаются к вопросу о криптовалюте и ее месте в современном финансовом мире.
В этом вопросе политика Банка России в основном направлена на дестигматизацию дискурса, окружающего криптовалюты. Национальный центральный банк не считает целесообразным определять криптовалюту как собственность на уровне гражданского права, но позволяет рассматривать ее как собственность в соответствии с определенными законами, включая закон о борьбе с коррупцией.
Связанный: Россия возглавляет международную инициативу по стейблкоину
Криптовалюта имеет репутацию средства отмывания преступных доходов и отрицательно влияет на стабильность финансовых систем. По мнению центрального банка, есть причины для усиления контроля над денежными операциями и повышения их прозрачности, и, что более важно, есть стимул для разработки альтернативы, такой как цифровой рубль. Это будет цифровая валюта, внедрение которой в нескольких регионах Китая уже успешно осуществлено Народным банком Китая, а еще несколько стран находятся на стадии тестирования.
Связанный: Россия обновляет свои законы о криптовалютах
Какие изменения принесет цифровой рубль?
Во-первых, это повысит доступность и снизит стоимость платежных услуг. Это вызывает беспокойство у многих банков, поскольку может привести к оттоку клиентов. Пугает то, что удобные и более дешевые электронные кошельки центрального банка могут стать более удобными для приложений, которые они используют в настоящее время.
Криптовалюта, в отличие от цифрового рубля, не отвечает интересам денежных регуляторов и налоговой системы и не требует централизованного обязанного лица. Однако на сегодняшний день платежная система России уже достаточно развита: пользователям доступны мгновенные переводы наряду с QR-кодами, бесконтактными платежами и удобными интерфейсами банковских приложений. Итак, привлекательность перехода на цифровой рубль для потребителей далеко не очевидна. Банковские учреждения не заинтересованы в публичном доступе к информации о клиентских счетах и их транзакциях. Внедрение цифрового рубля приведет к тому, что единственным владельцем базы данных станет центральный банк.
Также цифровой рубль можно выделить как отдельный вид денег, который имеет как преимущества цифровых (электронная валюта), так и фиатных денег, которые имеют индивидуально определенные особенности по аналогии с серией и номером банкноты. Сторонники подчеркивают, что в долгосрочной перспективе это приведет к полному искоренению теневой экономики и невозможности отмывания денег, поскольку любой этап транзакции в цифровой валюте можно легко отследить.
Техническая реализация
Какие механизмы технической реализации цифрового рубля предлагает Центробанк России? Он рассматривает три варианта: децентрализованные распределенные реестры, централизованная база данных и гибридный вариант, включающий комбинацию первого и второго.
Использование распределенных реестров и гибридного варианта может обеспечить более высокий уровень безопасности транзакций, что провозглашается преимуществом сторонников цифрового рубля. К недостаткам этих вариантов можно отнести относительно низкую производительность по сравнению со вторым вариантом, а также отсутствие общепринятой реализации стандартов бухгалтерского учета и других стандартов отчетности.
Вариант централизованного реестра выигрывает в способности справляться с высокими нагрузками, но проигрывает из-за своей уязвимости. Это также означает, что все пользовательские данные хранятся в одном месте, и доступ к ним полностью находится под контролем центрального банка. Такая система хранения в настоящее время используется большинством коммерческих банковских учреждений и не дает центральному банку преимущества перед ними. Взломать базу данных с централизованным хранилищем проще, чем получить доступ к ключам для системы на основе блокчейна. Итак, любая централизованная база данных априори более уязвима для киберпреступников.
Если центральный банк выберет децентрализованные распределенные реестры и смарт-контракты на этапе запуска, это повлияет на скорость транзакций, отмечает центральный банк в своем отчете, но безопасность улучшится.
Банк России предлагает четыре модели цифровых валют. Первый предполагает внедрение центральным банком электронных кошельков в другие финансовые институты для межбанковских расчетов без участия физических и юридических лиц, хотя, как наименее перспективный, его дальнейшее развитие не планируется. Вторая модель ставит открытие и обслуживание электронных кошельков под полный контроль центрального банка, что вызывает тревогу в банковском секторе. При такой модели существует риск оттока ликвидности. Третья и четвертая модели предоставляют финансовым учреждениям и банкам ряд посреднических функций, которые позволят клиентам открывать электронные кошельки в знакомых условиях и на знакомых платформах и приложениях.
Цифровой рубль в социальных выплатах
Государство выделяет субсидии семьям и хочет, чтобы эти средства тратились исключительно на детей. Сегодня не всегда можно отследить, как расходуются деньги субсидии. Если эти суммы будут выплачиваться цифровыми рублями и их можно будет потратить только в детских магазинах на детские товары, это решит проблему нецелевого расходования средств. Такие платежи могут иметь цветовую маркировку: «синие» деньги идут на субсидии, «красные» – на налоговые платежи. Другие платежи также могут быть помечены цветом, чтобы предотвратить их неправильное использование.
Еще одно перспективное направление цифровой валюты – международные платежи. Проведение транзакций внутри определенной группы государств может стать удобнее и намного быстрее, если будет использован механизм цифровых денег.
Хотя цифровая валюта изначально задумывалась как альтернатива наличным платежам, более вероятно, что она вытеснит традиционные безналичные платежи. И это уже вызывает беспокойство у коммерческих банков, так как сказывается на их комиссионных доходах.
Поэтому сейчас речь идет, в том числе, и о консультациях центрального банка и участников рынка, не столько о введении цифровой валюты в принципе (почти нет сомнений, что это произойдет), сколько о том, какие новые услуги смогут предоставить банки предоставлять клиентам – например, отслеживание переводов, своего рода «цветовое кодирование», программирование смарт-контрактов и т. д.
Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только автору и не обязательно отражают или отражают взгляды и мнения Cointelegraph.
Виктор Достов является директором по исследованиям Центра технологий распределенного реестра Санкт-Петербургского государственного университета и председателем Российской ассоциации электронных денег и денежных переводов.