Некоторые из основных функций государственных учреждений включают перераспределение ресурсов и ведение официальных отчетов. Это именно те области, в которых технология блокчейн – с ее упором на обеспечение безопасных, отслеживаемых транзакций и поддержание неизменяемых записей для создания доверия – имеет все возможности для оказания сильного воздействия.
Недавний отчет Министерства иностранных дел Дании является последним, в котором подчеркивается потенциал технологии блокчейн в качестве мощного инструмента в борьбе с коррупцией в правительстве. Это предложение, однако, является лишь последним в длинной череде политических предложений и аналитических отчетов, которые документально подтверждают огромные перспективы, которые технология распределенного реестра дает сторонникам прозрачности правительства, а также множество ограничений, с которыми неизбежно столкнется ее внедрение.
Технологические решения извечной проблемы
Любое правительство – это гигантский узел процедур, записей, транзакций и человеческих бюрократов, которые вводят формальные правила в пределах своей юрисдикции. Этим громоздким, запутанным организационным структурам часто не хватает прозрачности, и их сложно и дорого понять, не говоря уже о надзоре.
Должностные лица, которые непосредственно управляют потоками ресурсов или имеют право подписи, могут быть мотивированы злоупотреблять своими полномочиями в целях получения денежной выгоды, если они понимают, что риск быть пойманным минимален. По одной из оценок, коррупция в государственном секторе съедает от 1,5 до 2 триллионов долларов в год во всем мире, что составляет около 2% мирового валового внутреннего продукта.
Многие антикоррупционные эксперты возлагают надежды на различные цифровые технологии, которые помогут совершить решительный прорыв. В отчете министерства иностранных дел Дании представлен обзор нескольких потенциальных направлений борьбы с административной и политической коррупцией. Один из этих путей – сделать все данные государственного сектора открытыми для всех и, таким образом, повысить прозрачность, позволив активистам и контролирующим организациям проводить независимые проверки и выявлять подозрительные модели государственных расходов.
Второй предлагаемый подход заключается в сокращении масштабов возможностей для коррупции за счет расширения охвата электронного управления и перевода большинства государственных услуг в онлайн. В рамках этой области авторы предполагают использовать блокчейны для облегчения прозрачных и защищенных от несанкционированного доступа транзакций с ценностями и данными. Еще одно предложение – использовать платформы краудсорсинга для облегчения изобличения и подачи жалоб по поводу эпизодов мелкой коррупции.
Наконец, авторы отчета предлагают развернуть решения на основе блокчейнов для обеспечения целостности публичных записей и защищенных цифровыми технологиями прав на собственность и государственную помощь. Они подчеркивают, как это может не только повысить целостность публичных записей, но и расширить возможности групп, которые недостаточно охвачены банковскими услугами или имеют ограниченный доступ к государственным услугам – например, из-за отсутствия удостоверения личности, выданного государством.
Восстановление доверия
Энтузиазм по поводу этих и других антикоррупционных применений блокчейна не нов. В статье для Stanford Social Innovation Review за 2018 год Карлос Сантисо, эксперт Межамериканского банка развития, наблюдает что «пузырь ожиданий» вокруг потенциала технологии по снижению коррупции в правительстве уже накапливается как среди общественности, так и среди технического сообщества.
Сантисо утверждает, что в цифровую эпоху технологии на службе у государства неизменно повышают прозрачность государственного сектора. По его мнению, технология блокчейн особенно подходит для достижения такого эффекта из-за ее уникальной способности гарантировать подлинность записей и устранять неэффективные методы управления данными, присущие традиционной бюрократии. При этом системы на основе блокчейнов могут помочь восстановить ухудшающееся доверие к правительству.
Другие наблюдатели утверждают, что вместо того, чтобы исправлять падающее доверие к властям, блокчейн может предоставить совершенно новый механизм для построения доверия. Команда аналитиков, представляющая антикоррупционную некоммерческую организацию Transparency International предлагать в исследовании отмечается, что эта технология может быть особенно полезна в странах, пронизанных коррупцией, где доверие к учреждениям очень низкое.
Эксперты другого аналитического центра по борьбе с коррупцией, норвежского исследовательского института U4, повторяют эту оценку в отчете за 2020 год. заявляя: «Блокчейн разработан для работы в средах, где доверие к данным / коду выше, чем доверие к людям или учреждениям».
Случаи использования
Три ключевых варианта использования технологии блокчейн в борьбе с коррупцией в правительстве постоянно проявляются во всех учетных записях экспертов: аутентификация транзакций, реестр официальных записей, таких как права собственности, и проверка личности.
Перенос государственных операций, таких как контракты на государственные закупки, в открытую бухгалтерскую книгу, где их можно отследить, может нанести решающий удар по той разновидности коррупции, которая, возможно, стоит налогоплательщикам больше всего: крупномасштабные схемы, с помощью которых недобросовестные чиновники подстраивают процесс в пользу конкретных подрядчиков. Сделав еще один шаг и закодировав операции закупок в смарт-контракты в распределенном реестре, можно резко сократить пространство для теневой деятельности.
Хотя сам масштаб отраслей, которые процветают за счет контактов с государственным сектором, сделает такой переход чрезвычайно трудным в ближайшем будущем, организации, ориентированные на развитие, такие как Всемирный экономический форум, уделяют столь необходимое внимание концепции закупок с использованием блокчейна.
Использование, связанное с реестром записей, похоже, ближе к плодотворному. В отчете Министерства иностранных дел Дании приводятся примеры Кении и Руанды, где правительственные отчеты об образовании и правах на землю переносятся в распределенные бухгалтерские книги. В этих странах и за их пределами коррумпированным чиновникам становится все труднее использовать свое положение в системах публичных записей для личной выгоды.
В области управления идентификацией идентификаторы на основе блокчейна могут быть особенно полезны для уязвимых группы например, беженцы или люди, у которых никогда не было государственного удостоверения личности. Защита их личности в распределенном реестре помогает обеспечить справедливое распределение помощи и доступ к другим важным услугам.
Не панацея
По мнению аналитиков U4, станет ли блокчейн ценным инструментом в борьбе с коррупцией в конкретной стране, во многом зависит от контекстных факторов, таких как «инфраструктуры, правовые системы, [and] социальные или политические условия ».
Во-первых, перестройка целых государственных систем управления данными, чтобы они работали на блокчейне, может не соответствовать существующим правилам конфиденциальности данных. Неизменный характер записей, вводимых в бухгалтерскую книгу, противоречит одному из принципов Европейского закона о всеобщей защите данных – праву на забвение.
Еще одно важное соображение, о котором следует помнить, – это природа блокчейн-систем «мусор на входе – мусор на выходе»: данные, хранящиеся в них, точно так же хороши, как и входные. Это означает, что по-прежнему будут люди-привратники, ответственные за ввод данных, а также необходимость во встроенных аудитах данных. Следовательно, было бы невозможно полностью исключить участие человека из такой системы, оставив место для коррупции.
К огорчению абсолютистов по децентрализации, блокчейны государственного сектора также вряд ли будут открытыми и не требующими разрешения. Хотя есть смысл сделать большую часть данных доступной для внешнего аудита, наивно ожидать, что правительства передадут контроль над своими базами данных распределенной сети узлов, потенциально расположенных за пределами юрисдикции.