3 января 2009 года Сатоши Накамото добыл генезисный блок биткойнов и запустил крупнейшую технологическую золотую лихорадку века. Биткойн (BTC) был одновременно программным обеспечением, «протоколом», сетью, командой разработчиков и новой вещью, называемой криптовалютой. Одновременно облачные технологии доказали, что абстракции и интерфейсы прикладного программирования могут способствовать взрывной масштабируемости и гибкости продукта, устраняя все отвлекающие факторы, которые преобладали в 90% технологического стека любого приложения.
Несмотря на появление десятков конкурентов, появившихся с момента создания Биткойна, почти все они были вертикально интегрированы, и ни один из них не привел к таким же взрывным изменениям в продуктах, как облако. Такие сети, как Ethereum и EOS, нарушили эту норму, предоставив «платформу» для появления нескольких различных общедоступных сетей блокчейнов – но что лежит за пределами этого?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно определить, что такое блокчейн на самом атомарном уровне. Биткойн и его преемники, такие как Ethereum и EOS, предоставляют несколько технических функций, таких как одноранговые сети сплетен, децентрализованные механизмы консенсуса и криптографически подтвержденная «собственность». Это не обязательно новые технические особенности, которые ранее существовали в серверной части многих продуктов, которые не смогли создать уровень ценности, который имеет Биткойн.
Более того, определение любого блокчейна по его чисто техническим характеристикам – это ошибка, из-за которой технология считается существующей только для технологов. Для людей, не связанных с технологиями, наиболее примечательной особенностью Биткойн, например, является то, что он создает и управляет биткойнами, цифровой валютой, которой вы можете владеть, которая является дефицитной и устойчивой к дублированию и подделке.
Облако с другой стороны (и правильно названо) туманно и абстрактно по своей природе. Облако разложило современный стек приложений на функции (или то, что вы можете делать), поместило их за API-интерфейсами и предложило их как услуги по выбору. Это нововведение привело к удивительной гибкости при разработке новых продуктов. Команды разработчиков, которые рухнули бы под тяжестью общих затрат на инфраструктуру и системное администрирование, были освобождены от бремени понимания того, что находится внутри черных ящиков на диаграммах архитектуры. Это привело к сильному идиоматическому сдвигу в отрасли и, в конечном итоге, к взрывному росту ориентированных на клиентов продуктов и услуг.
Разработка приложений для облака уводит разработчиков от интригующих, но в конечном итоге менее ценных проблем, таких как микрооптимизация выбора параметров базы данных или того, как они администрируют серверы, к более важным вопросам, критически важным для их продукта. Абстрагирование этих технических деталей и соображений, лежащих в основе набора функционализированных сервисов, позволяет сосредоточить внимание на том, насколько ваш продукт уникален среди своих конкурентов, а не на механических аспектах работы с современным стеком приложений. Если эта модель абстракции помогла компаниям успешно выпустить более диверсифицированные продукты, то какие функциональные услуги потребуются приложениям блокчейн для достижения того же результата?
Функционализация блокчейна
Есть много способов ответить на этот вопрос, но мы сосредоточимся на двух потенциальных подходах: горизонтальных функциональных уровнях и типах высокого уровня.
В рамках горизонтального функционального уровня блокчейн, такой как EOS или Ethereum, можно рассматривать как вычислительную систему, способную выполнять сотни или тысячи доказуемо правильных смарт-контрактов, систему хранения, которая предоставляет глобально согласованные данные, надежную систему аутентификации и службу заказа. разрешать споры между операциями. Для обеспечения паритета с существующими цепочками блоков каждый из этих уровней будет подвергаться независимому аудиту. С этой точки зрения такие концепции, как создание блоков и протоколы консенсуса, не отображаются как отдельные уровни, потому что они не предлагают ничего, кроме деталей реализации других уровней. Это говорит о том, что, если бы существовал другой способ достижения этих функционализированных услуг, тогда блоки или одноранговая сеть могут быть ненужными.
Альтернативный подход заключался бы в том, чтобы взглянуть на концепции или гарантии более высокого уровня и реализовать их как услуги. Например, среди многих проблем, которые должна решить криптовалюта, есть проблема двойной траты. Если у одного человека есть 1 биткойн и он тратит его, он не может потратить его снова. Концептуально это звучит просто, но в децентрализованной компьютерной системе глобального масштаба может быть сложно эффективно поддерживать такую гарантию. Служба, которая обеспечивает эту концепцию, так что ее можно легко интегрировать в любое приложение, абстрагирует всю сложность работы с цепочкой блоков и позволяет более эффективно обнаруживать приложения, выходящие за рамки криптовалют.
В качестве другого примера, многие варианты использования корпоративного блокчейна требуют строгой неизменности данных. Услуга, обеспечивающая эту концепцию, уменьшит трение при выводе этих вариантов использования на рынок. Фактически, это качество уже проявилось в коммерческой функционализации в качестве услуги: это основное предложение Amazon Quantum Ledger Database. И то, как эти сервисы реализованы, не должно иметь отношения к разработчикам продукта.
Зачем облаку блокчейн
Что было менее очевидным в облачной революции, чем ее способность ускорять выпуск продукта, так это ее способность обеспечивать непостижимые архитектуры и режимы отказов. Когда облачные системы работают, они работают поразительно хорошо; но когда они терпят неудачу, общая фраза такова: У вас были резервные копии, да? Эта ответственность не имеет смысла для отраслей, которым необходим строгий аудит и сквозная аутентичность. В современном облаке сложнее выработать нерушимые правила. Хотя можно легко представить и запустить сложную архитектуру в облаке, может быть почти невозможно полностью понять получающиеся движущиеся части.
Блокчейн, с другой стороны, является чем-то чуждым миру облачных вычислений: он полностью и жестко контролирует себя. Это может означать, что он никогда не сможет масштабироваться до высот современных облачных технологий. Что, если бы мы применили то же понимание облака на более высоком уровне? Возможно, 90% всей логики приложения может быть непонятным и непостижимым, если ядро и материал, составляющие 10%, являются жесткими и о которых легко рассуждать. Если бы блокчейн был функционализирован и предлагался как услуга наряду с другими традиционными функциями, получился бы стек приложений, в котором мы оба были бы достаточно уверены в нем, чтобы дать ему контроль над реальными деньгами, и был бы достаточно гибким, чтобы дальновидные продуктовые команды могли создавать продукты, доступные всему миру никогда не видел?
В облака
Эта статья ставит под сомнение общепринятое в отрасли определение блокчейна. Я никогда не понимал этот термин буквально как последовательность блоков, криптографически связанных в цепочку определенной сетью держателей токенов племени. Вместо этого я предпочел рассуждать о новых аспектах того, что сделало блокчейн чем-то уникальным по сравнению с историей вычислительных протоколов и систем.
Хотя сегодня буквальная цепочка блоков может быть самой современной технологией, важно постоянно напоминать себе, что это просто реализация более крупных концепций, таких как сквозная аутентичность или надежное владение данными. Даже если мы никогда не задумываемся о протоколах, которые позволили бы провести реальную абстракцию между поставщиком услуг и потребителем услуг, мы должны стремиться к созданию отраслевой идиомы, более ориентированной на продукт. Мы только начали осознавать потенциал блокчейна, и я, например, рад видеть, что этот прогресс продолжается.
Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только автору и не обязательно отражают или отражают взгляды и мнения Cointelegraph.
Барт Вятт является директором по архитектуре решений в Block.one и руководит основной группой разработчиков блокчейн-технологий. Имея более 18 лет в ИТ и последние семь лет, посвященных токенизации активов и децентрализованной идентификации, Барт имеет опыт руководства технологическими командами в нескольких фирмах, которые специализируются на решениях для обеспечения личной конфиденциальности, отрицательных аттестациях, деградируемых криптографических доказательствах, игровых и рекламных технологиях.