За два десятилетия моей карьеры в Microsoft, где я руководил архитектурой платформы .NET, разработкой Visual Studio .NET, платформой приложений, корпоративной стратегией и Microsoft Digital, я участвовал в создании технологий для нескольких волн платформ: раннего Интернета, ориентированного на службы. архитектуры, так называемого Web 2.0, а с недавних пор – Cloud.
Хотя нет сомнений в том, что предыдущие волны платформенных технологий принесли существенные преимущества, их влияние было ограничено, поскольку они представляют собой «пассивные» стеки, которые служат каналом для приложений и инфраструктуры. По большей части, с предыдущими волнами платформ экономия затрат была основным, а иногда и единственным элементом, поддающимся количественной оценке, по отношению к бизнес-результатам.
Платформы блокчейнов отличаются тем, что впервые в истории вычислительной техники у нас есть технологическая платформа, которая имеет врожденную экономическую модель – стимулы, вознаграждения и штрафы для каждого объекта, человека и системы – внутренне «встроенные» в архитектуру. В отличие от «инертных» технологических стеков прошлых лет, возможности блокчейна знаменуют появление новых экономических платформ.
Как это нарушает корпоративную ИТ-архитектуру? Во-первых, ретроспектива.
Оглядываясь назад: модели корпоративной архитектуры старой школы
Можно сказать, что область корпоративной архитектуры началась в 1987 году с публикации в Журнал IBM Systems из статья под названием «Фреймворк для архитектуры информационных систем» Джона Захмана.
В своей основополагающей статье Захман изложил императив и задачу для корпоративных архитектур: быстро растущие ИТ-бюджеты и тот факт, что успех предприятия теперь все больше зависел от технологий, требовали структурированного подхода к управлению растущей сложностью ИТ-приложений. и инфраструктура.
Существует три основных подхода к архитектуре предприятия:
В перспективно-ориентированный подход выявляет различные точки зрения внутри и внутри предприятия. Фреймворк, который обычно представляет этот подход, – это фреймворк Захмана для корпоративных архитектур. Здесь архитектура предприятия служит интегрированным планом для предприятия и описывает его с нескольких точек зрения (планировщик, дизайнер и т. Д.). Он ориентирован на перспективу, поскольку удовлетворяет потребности различных заинтересованных сторон и их различные точки зрения.
В ориентированный на процесс Подход описывает процедуры, которые определяют и предоставляют результаты ИТ. Методология, которая обычно представляет второй подход, – это Open Group Architecture Framework или TOGAF. Он реализован как строгая модель императивов, структур, информации, процессов и систем предприятия с целью принятия решений. Он ориентирован на процесс, поскольку пытается точно отобразить процесс, используемый для моделирования предприятия.
В основанный на стандартах Подход определяет и обеспечивает применение стандартов на предприятии. Модель, которая обычно представляет третий подход, – это Федеральная архитектура предприятия или FEA. Он подчеркивает необходимость определения основанных на стандартах шаблонов и практик (эталонные модели, общие сервисы и другие), которые идентифицированы и хорошо понятны внутри и внутри предприятия, а также обмена этими артефактами для обеспечения соответствия и управления.
Предвидение и видение того, что ценность и гибкость бизнеса могут быть эффективно реализованы с помощью целостного подхода к ИТ-архитектуре, сформировали ИТ-отрасль за последние три десятилетия. Однако чего не хватает и что сдерживало ИТ, так это отсутствия каких-либо экономических принципов или мышления во всех предыдущих подходах к архитектуре предприятия.
Как же тогда выглядит новая (экономическая) архитектура предприятия?
Заглядывая в будущее: новая экономическая архитектура предприятия
Рональд Коуз определены Фирма как: «Система взаимоотношений, которая возникает, когда направление ресурсов зависит от предпринимателя». Изучение фирм значительно развилось, когда Оливер Уильямсон открыт черный ящик для понимания фирм как институтов. Основываясь на этой работе, Дуглас Норт утверждал что институты создают ключевые ограничения и стимулы и тем самым формируют стимулы.
Предприятие – экономический институт. Чтобы быть актуальной (и, безусловно, иметь какую-либо практическую ценность), архитектура предприятия должна отражать лежащую в основе экономическую модель (модели), которые служат опорой предприятия. Было сказано, что большинство экономических аспектов можно резюмировать одним словом – «стимулы» – и новые экономические архитектуры предприятий воплощают этот принцип.
В этом подходе модели стимулирования, обеспечиваемом платформами блокчейна, вознаграждения и штрафы (в просторечии называемые «токенами») для каждого и каждого объекта, человека и системы внутри и внутри предприятия являются эндогенными в архитектуре предприятия и осуществляются программно ( смарт-контракты).
Дорожная карта для предприятия: ИТ как институциональная технология
Корпоративные архитектуры старой школы были сосредоточены на подходах, которые подчеркивали перспективы, стандарты и / или возможности, и поэтому отражали взгляд на ИТ как на статичную пассивную инфраструктуру. Новые экономические архитектуры предприятия включают институциональный набор экономических возможностей, отражающих истинную природу фирмы как экономического института.
Питер Друкер описанный его «теория бизнеса» как набор предположений, которые формируют поведение предприятия, определяют его решения о том, что делать, а что не делать, и определяют, что оно считает желаемыми бизнес-результатами. Эти гипотезы касаются рынков, выявления клиентов и конкурентов, сильных и слабых сторон предприятия. По сути, они реализуются программно.
Сегодня, осознает это или нет, теория бизнеса предприятия реализуется, проверяется, корректируется и переосмысливается на основе использования и эксплуатации технологий. Итак, с чего мы начнем?
Первый, как предварительное условие, – смоделировать и построить карту предприятия. Старые «Пять W» – кто, что, когда, где и почему – следует дополнить «для кого». Для кого звонят льготы? Этот шестой W заставляет ИТ-подразделение предприятия учитывать экономические ограничения и влияние и предоставляет базовые элементы для следующих шагов.
Второй, независимо от того, использует ли ИТ-отдел один или несколько подходов к архитектуре предприятия, ориентированных на перспективу, процессов или стандартов, их следует дополнить подходом, ориентированным на стимулы, при котором каждая сущность, человек и / или система («для who ») имеет модель стимулов, которая проявляется в базовой архитектуре.
В третьихХотя исторически ИТ-отделы ориентировались на бизнес-архитектуру, информационную, прикладную и технологическую архитектуру (называемую моделью «BIAT»), теперь к ней следует добавить уровень «экономической архитектуры» – тот, который отражает теорию бизнеса. Это позволяет предприятию тестировать, проверять, уточнять и улучшать развивающуюся бизнес-модель и операционную модель.
Наконец, любые существующие стандартные методы архитектуры должны быть переоценены: они основаны на представлении о том, что ИТ – это инфраструктура водопровода, и, кроме того, они отражают представление об отрасли и рынках с наименьшим общим знаменателем. Предприятие должно настроить и усовершенствовать любые существующие методы и инструменты, чтобы отразить его уникальные институциональные возможности (и связанные с ними конкурентные преимущества).
Новые экономические архитектуры предприятия превратят корпоративные ИТ-архитектуры в стратегические, конкурентоспособные наборы инструментов, а блокчейн-платформы станут тем способом, которым ваше предприятие доберется до этого.
Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только автору и не обязательно отражают или отражают взгляды и мнения Cointelegraph.
Джон де Вадосс является директором-основателем InterWork Alliance и сопредседателем рабочей группы Token Taxonomy Framework. Он возглавляет разработку Neo Blockchain, базирующуюся в Сиэтле, штат Вашингтон. Ранее он создал и успешно покинул два стартапа в области машинного обучения. В начале своей карьеры в Microsoft Джон инкубировал и увеличил доход Microsoft Digital с нуля до 0,5 миллиарда долларов; он руководил архитектурой, продуктом и разработкой платформы .NET v1 и v2, а также сыграл важную роль в создании корпоративной стратегии Microsoft.