Цифровые валюты центрального банка продолжают оставаться популярной темой для обсуждения в крипто-сфере и в более широком финансовом кругу, причем Китай часто доминирует в заголовках газет в связи с прогрессом в планируемом проекте создания цифрового юаня. 22 июня бывший высокопоставленный чиновник центрального банка сообщил, что в стране завершена внутренняя инфраструктура для запланированного CBDC.
В то время как предлагаемая Китаем электронная валюта, или система DCEP, находилась в стадии разработки, появление Весов Facebook в 2019 году, как сообщается, положило начало ускоренному пути развития. Действительно, первоначальный план Весов в отношении токена, подкрепленного корзиной необязательных валют, предусматривал, что заинтересованные стороны в нескольких странах призывают свои центральные банки создать свои собственные CBDC в качестве контрмеры. Несколько других стран также объявляют о своих намерениях разработать свои собственные суверенные цифровые «монеты».
Для Китая DCEP присоединяется к и без того активному обществу электронных платежей, где, по сообщениям, наличные платежи редки. Однако цифровой юань действительно предлагает несколько функций передачи и расчета, которые отделяют его от основных продуктов, таких как WeChat Pay и Alipay.
На международном уровне экономическая напряженность между Соединенными Штатами и Китаем позволяет экспертам прогнозировать, что Пекин, возможно, будет стремиться к более широкому принятию своего DCEP в трансграничных сделках. Усиление интернационализации юаня, особенно среди небольших стран, может вызвать проблемы с доминированием доллара США в мировой торговле.
План DCEP в Китае также реализуется на фоне растущего интереса к блокчейну с целым рядом партнерских отношений между государственным и частным секторами, целью которых является использование новой технологии. Крупные китайские корпорации, такие как Tencent и Alibaba, даже вкладывают миллиарды долларов в исследования и разработки, связанные с блокчейном, в надежде контролировать большую долю рынка в развивающейся цифровой экономике.
Эволюция розничных платежей в Китае
По сообщениям, более 90% людей в крупных городах Китая использование электронные платежные каналы, практически с сельским усыновлением достижения отметка 50%. Такие транзакции, как Alipay и WeChat Pay, составляют основную часть этих транзакций, поскольку возможности для мобильных устройств, по-видимому, подрывают роль денежных средств для большинства внутренних розничных расходов. Крупнейшая бумажная валюта Китая – банкнота 100 юаней, что составляет приблизительно 14 долларов США. Принимая во внимание относительно небольшую стоимость в долларах крупнейшего в стране номинала, покупка дорогостоящих товаров наличными может быть обременительной.
С наличными, имеющими такие недостатки, платежи по карте, теоретически, автоматически должны быть предпочтительным средством транзакции. Однако строгая экономическая политика Китая означает, что процессоры, такие как Visa и MasterCard, не могут работать в стране. Вместо этого в стране есть своя собственная карточная сеть UnionPay, которая имеет выпущен более 7 миллиардов карт. Тем не менее, расходы, связанные с поддержанием карточных платежных коридоров, сдерживают широкое распространение торговли в Китае. Потребность в кард-ридерах и связанной с ними коммуникационной инфраструктуре привела к тому, что заинтересованные стороны в розничных продажах ищут другое решение.
В последнее время мобильные деньги, по-видимому, удовлетворяют эту потребность в Китае, учитывая рост популярности Alipay и WeChat Pay. Обе платформы имеют более 1 миллиарда пользователей, что делает электронные переводы ведущим платежным средством в стране.
Этот поворот к каналам розничной торговли мобильными деньгами произошел на фоне огромного роста проникновения смартфонов как в Китае, так и за его пределами. Вместо кард-ридеров продавцы и покупатели должны только взаимодействовать с платформой электронных платежей через QR-код для завершения своих транзакций.
Продавцам не нужно беспокоиться о подключении к данным, так как платящий клиент использует свой мобильный тарифный план для включения процесса. Действительно, QR-коды решают проблему кард-ридера для розничных продавцов и способствуют тому, чтобы сделать их самым популярным методом электронных платежей в стране.
DCEP в качестве замены для наличных
С 2019 года Народный банк Китая работа над универсальная инфраструктура штрих-кода для всех процессоров оплаты QR-кодов. Этот шаг упрощает процесс для владельцев магазинов, которым больше не нужно отображать массив кодов для различных вариантов оплаты. Однако это также может создать некоторые проблемы для дуополии Alipay-WeChat Pay на китайской арене электронных платежей. Меньшие участники рынка, такие как Quick Pass, которым владеет Union Pay, могут отказаться от доминирования двух основных игроков.
На фоне этого перехода к единой системе QR-кодов идет запланированный в Китае CBDC. Принимая DCEP в качестве замены для денежных средств, возможной интеграцией цифрового юаня в уже зрелую экосистему электронных платежей страны остается важный вопрос.
Уэйн Чен, генеральный директор Interlapse и основатель криптообменной платформы Coincurve, Alipay и WeChat Pay быстро интегрируется с DCEP, учитывая участие их материнских компаний в разработке проекта. В письме Коинтелеграфа Чен отметил:
«Хотя AliPay и WeChat доминируют в сфере электронных платежей в Китае, они, вероятно, будут продолжать оказывать поддержку CBDC в Китае, особенно когда их соответствующие материнские компании работают с правительством по другим финансовым каналам и услугам. При этом я полагаю, что принятие широкой публики и развертывание CBDC в Китае займет некоторое время, если не будет принята более агрессивная стратегия по распространению их DCEP в финансовых банках внутри Китая. До этого CBDC Китая будет сосуществовать с текущими платежными каналами в рамках AliPay и WeChat ».
В мае в китайских социальных сетях появились видеоролики, демонстрирующие некоторые основные функции CBDC, в том числе возможность перевода средств с текущих счетов на кошелек DCEP. Китайский цифровой проект в области юаня в настоящее время проходит несколько этапов тестирования, при этом такие компании, как Starbucks и McDonald’s, участвуют в пилотных развертываниях цифровых денег.
Для Саймона Ли, партнера-основателя Chain Capital – фирмы, занимающейся ускорителем блокчейнов, – цифровой юань будет выступать в качестве поставщика оборотной ликвидности для розничных платежей в Китае. В беседе с Cointelegraph Ли высказал мнение, что DCEP отличается от того, что уже доступно:
«Самая большая разница в том, что DCEP одобрен правительством, что означает, что он эквивалентен фиатной валюте. Для сравнения, активы в Alipay и WeChat Pay – это просто бухгалтерия, основанная на расчетах в коммерческих банках и не подлежащая передаче между двумя платформами. DCEP может осуществлять связь между поддерживаемыми банками и платежными инструментами ».
Основываясь на том факте, что DCEP является просто цифровой заменой наличности, введение CBDC в Китае, похоже, вряд ли вызовет какие-либо помехи нынешнему ландшафту электронных платежей в стране. Действительно, ожидается, что цифровой юань будет следовать двухуровневой модели PBoC, как объяснил Джефф Чу, партнер-основатель в BN Capital – фирме венчурного капитала с блокчейном:
«Он работает в рамках существующей финансовой инфраструктуры, он оказывает ограниченное влияние на текущую область электронных платежей. DCEP следует традиционной двухуровневой модели, то есть Народный банк Китая выпускает DCEP и обменивает традиционный юань на DCEP коммерческим банкам или другим финансовым учреждениям, и эти учреждения предоставляют услуги обмена для общественности ».
Отслеживание внутренних денежных движений
Учитывая строгий контроль Китая за финансовыми операциями своих граждан, запланированный проект DCEP также содержит предположения о том, как цифровой юань повлияет на мониторинг правительством внутренних и международных платежей в юанях. Для некоторых экспертов DCEP будет более похожим с точки зрения государственного надзора, поскольку каналы электронных платежей в Китае соответствуют строгим требованиям «Знай своего клиента». Необходимость идентификации по имени не повлияла на принятие системы, что, вероятно, указывает на то, что граждане ценят простоту оплаты, а не конфиденциальность.
С точки зрения усыновления неявное доверие, оказываемое этим технологическим компаниям, может дать представление о вероятности того, что граждане с готовностью используют государственную систему DCEP. Комментируя возможность усиления государственного мониторинга, вызванного внедрением DCEP, влияющего на общее усыновление, Чен отметил:
«Добавление элемента блокчейна в структуру DCEP приносит еще один уровень контроля и надзора за движением цифрового юаня. В настоящее время правительство внимательно следит за людьми и платежами, когда они используют AliPay или WeChat, даже если они используются за рубежом. Поэтому, возможно, это не чуждо концепции с точки зрения усыновления, когда речь идет о цифровом юани ».
Для Ли DCEP поможет в расширении деятельности центрального банка по валютному регулированию, а также в борьбе с отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями, добавив: «DCEP играет важную роль в мониторинге движения средств центральным банком и надзоре за отмывание денег, финансирование терроризма, а также уклонение от уплаты налогов ».
По словам Ли, введение DCEP приведет к значительным изменениям в кредитной структуре Китая, заявив: «DCEP может эффективно фиксировать поток средств, устанавливать разные цены ликвидности для разных сторон спроса на капитал, тем самым стимулируя банки к возвращению в оптимальное состояние в кредитная структура ».
Юань интернационализация
За пределами Китая цифровой юань может способствовать увеличению трансграничных транзакций в юанях, особенно под эгидой инициативы «Пояс и дорога» на сумму 1 трлн. Начиная с 2013 года, Пекин работает над деталями «Нового шелкового пути», соединяющего около 70 стран на четырех континентах в рамках проекта развития экономической инфраструктуры, который может изменить баланс сил в мировых делах. Для Ли нет сомнений в том, что Китай будет добиваться широкого внедрения DCEP на международных рынках, заявляя:
«Китайская DCEP будет продвигаться на международный рынок, что является важным шагом для Китая по содействию интернационализации юаня. Страны, расположенные вдоль пояса и дороги, используют DCEP в качестве инструмента трансграничных расчетов для создания независимой международной сети расчетов с центром в юанях ».
В последние годы Китай начал наращивать свое экономическое взаимодействие со странами с формирующимся рынком, особенно в Африке. Эта тенденция привела к тому, что страна обогнала США как крупнейшего торгового партнера Африки.
По сообщениям, Пекин является крупнейшим кредитором стран Африки. владеет 20% от общего долга правительств стран континента по состоянию на 2018 год. Можно привести аргумент, что Китай может использовать эту растущую долговую ловушку, чтобы подтолкнуть страны-должники к принятию цифрового юаня.
Связанный: вытеснение доллара: доллар все еще король, поскольку BTC и CBDC поднимают вызов
Создание юаня может стать проблемой для гегемонии доллара США в международной торговле. Тем не менее, нынешняя ситуация показывает, что распоряжение Китая лишь вносит незначительный вклад в международную торговлю. По данным “Tracker” Свифта, только юань скомандовал 1,79% международных платежей в мае. Эта цифра даже представляет небольшое снижение по сравнению с числами, зарегистрированными в апреле.