Основная проблема, с которой сталкиваются компании при тестировании и внедрении инновационных технологий, – это необходимость внесения изменений в действующее законодательство. Для разработки и тестирования новых продуктов, основанных на технологии распределенного реестра, требуются особые условия, которые часто не соответствуют существующим нормам.
Решением этой проблемы могло бы стать введение особого режима «регуляторной песочницы». Это означает создание экосистемы, в которой компании и госпредприятия могут тестировать свои разработки без законодательных препятствий.
Федеральный закон № 258, «Об экспериментальных правовых режимах в области цифровых инноваций в Российской Федерации» вступил в силу 28 января. Он позволяет тестировать новое программное обеспечение, чтобы убедиться в его эффективности и полезности, а затем на основе результатов, чтобы решить, следует ли изменять действующее законодательство для учета нововведений. Создание «песочницы» на определенной ограниченной территории – например, в пределах одного города – позволит определенному количеству компаний протестировать свои цифровые инновационные продукты.
Помимо DLT, в список входят искусственный интеллект, большие данные, робототехника, квантовые технологии и другие. При этом компании смогут соблюдать действующее законодательство с рядом исключений, необходимых для полного тестирования нового программного обеспечения. В долгосрочной перспективе «песочницы» станут стимулом для создания новых рабочих мест, появления новых организаций и повышения конкурентоспособности российских компаний на международном рынке.
Введение экспериментального правового режима, или ELR, будет возможно в следующих сферах: финансовая деятельность, торговля, строительство, предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, медицина, транспорт, сельское хозяйство, промышленность и др. Срок действия «песочницы» ограничен тремя годами и может быть продлен еще на год по решению правительства РФ. Он также принимает заявки от организаций, предлагающих введение особого правового режима.
Перспективы русской песочницы
Эксперты признают, что для создания регуляторных «песочниц» потребуется согласованный с регулятором план действий, а участники ELR должны будут соответствовать определенным требованиям. Но новый федеральный закон может дать реальную возможность для представителей бизнеса работать с инновациями и новыми разработками в цифровой сфере в рамках особого правового режима. Власти, в свою очередь, оценит результаты и эффективность эксперимента, приняв решение о расширении песочницы и необходимости внесения изменений в законодательство.
Одно из направлений, где тестирование в песочнице может принести ощутимые положительные результаты, – это ЖКХ. Использование DLT сократит бумажную работу, упростит процедуру оплаты и сделает процесс выставления счетов более прозрачным. Пользователи смогут напрямую взаимодействовать с поставщиками ресурсов и будут точно знать, на какие услуги были потрачены их деньги.
По данным Минэкономразвития России, в России уже отобрано восемь проектов для включения в нормативные «песочницы». Среди них – инициативы одного из крупнейших российских операторов мобильной связи «Мобильные ТелеСистемы», которые включают «умный отель» без персонала, возможность биометрической идентификации при подписании договоров на оказание услуг без физического присутствия (по телефону), беспилотный транспорт и телемедицину. . Или он сможет использовать CryptoVeche, систему голосования на основе блокчейна, для удаленного проведения общественных слушаний в Санкт-Петербурге. После этого общественные слушания местных властей можно будет перенести в онлайн, что, в свою очередь, сделает этот процесс более доступным и прозрачным для жителей. Другие проекты включены некоммерческой ассоциации Big Data Association, Администрации Томской области и Российского фонда перспективных исследовательских проектов.
ELR – это механизм «тестирования», и ключевое слово здесь: «экспериментальный». Поэтому проекты небольшие, а сферы не самые массовые, но перспективные.
Положительный опыт
В России центральный банк одним из первых оценивать перспективы создания песочниц. В 2020 году первый проект – блокчейн-платформа для выпуска и распространения цифровых прав – завершил пилотный проект на основе созданной нормативной песочницы. Центральный банк предоставляет возможности для пилотного внедрения инновационных продуктов в финансовом секторе; Любая заинтересованная организация может подать заявку на участие в песочнице.
Нормативные песочницы – это инструмент, который уже некоторое время активно используется в других странах. Первая песочница появившийся в 2016 году в Великобритании. Было подано более 140 заявок, из которых 50 были утверждено регулятором, и 41 компания успешно завершила тестирование в 2017 году. Однако статистика показала, что большинство приложений относились к сфере DLT и предположительно использовались для снижения стоимости существующих финансовых продуктов, а не для создания новых.
Песочницы были запущены в других странах, а также в США, Австралия, Сингапур и Таиланд присоединились к списку. По состоянию на ноябрь 2020 года количество страны около 50, но у некоторых из них есть существенные различия в подходах к созданию песочниц. Например, сингапурская модель очень похожа на британскую, но предполагает более строгий надзор со стороны регулирующего органа – Валютного управления Сингапура. В Австралии доступ к песочнице предоставляется, среди прочего, тем компаниям, у которых нет лицензии на осуществление определенного вида деятельности, в которой они планируют тестировать инновации.
Огромный мировой опыт использования нормативных песочниц показывает, что тестирование новых продуктов в экспериментальных правовых режимах помогает привлекать инвестиции, поскольку инвесторы с большей готовностью вкладывают средства в компании, участвующие в песочницах. Это также позволяет последним настраивать внутренние процессы и определять цены и бизнес-модели.
Другие законодательные инициативы для цифровой экономики
Помимо вступления в силу Федерального закона № 258, за последние несколько лет в российском законодательстве появился ряд других законопроектов, регулирующих отношения в сфере цифровых активов и инноваций. Так, Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» ввел понятие цифрового права и описал характер транзакций, проводимых посредством смарт-контрактов и подписываемых с использованием электронных цифровых подписи. Он исключил понятие «цифровые деньги» и уравнял цифровые права с правами собственности, что привело к необходимости изменения налогового законодательства.
Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» консолидировал концепции цифровых финансовых активов, или DFA, и цифровой валюты и определил правила привлечения инвестиций организаций и индивидуальных предпринимателей путем выпуска цифровые права. Федеральный закон регулирует выпуск, учет и распространение DFA, делая его прозрачным и понятным для всех участников.
Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только автору и не обязательно отражают или отражают взгляды и мнения Cointelegraph.
Максим Рукинов является руководителем Центра технологий распределенного реестра Санкт-Петербургского государственного университета. Имеет юридическое образование и докторскую степень. в экономических науках. Максим специализируется на управлении инвестиционным портфелем и финансовом анализе. Его опыт подтвержден школой менеджмента MIT Sloan. Он также является автором научных публикаций по экономической безопасности и влиянию санкций на экономику России.