За прошедшие годы мы наблюдали множество тенденций, таких как первоначальные предложения монет, первоначальные предложения обмена, предложения токенов безопасности, децентрализованные автономные организации и многое другое, но ни один из них не стал мейнстримом. Концепция децентрализованных финансов, несомненно, имеет свои достоинства, но поскольку факторы, которые погубили предшественников, остаются, у нас есть основания полагать, что DeFi ненадолго.
Окно возможностей сократилось по нескольким причинам: во-первых, из-за мошенничества в пространстве; во-вторых, готовность регуляторов «спасти» рынок от нарушителей путем введения старой волокиты и новых ограничений; в-третьих, непонимание того, что развивающиеся криптографические компании бессмысленны в соответствии с традиционными бюрократическими правилами, поскольку финтех сам по себе является ответом на их неэффективность и ограничения. Однако идея создания абсолютно нового подхода к услугам на основе криптографии еще не получила поддержки.
Разбойники вернутся
Во время первоначального бума предложения монет в 2017 году многие недобросовестные предприниматели пытались использовать развивающуюся отрасль для получения легких денег. Теперь похоже, что эти предприниматели возвращаются. Существует так называемый «срок давности», который освобождает преступников от наказания, если их не поймают. Когда срок для указанного преступления истекает, суды теряют юрисдикцию.
Например, в США срок давности за мошенничество составляет от трех до четырех лет в зависимости от штата. Это означает, что злоумышленники, которые бездельничали с момента совершения мошенничества во время бума ICO в 2017 году, а также те, кто упустил возможность сделать это, могут вернуться во втором раунде. Более того, они интуитивно понимают, что возможности могут быть короткими, и поэтому с большей вероятностью будут действовать агрессивно и использовать более изощренные средства обмана.
Регуляторы более подготовлены
Положения о ценных бумагах и биржах в разных странах определяют формальные правила и процедуры для финансовых рынков и инструментов, которые включают регистрацию, лицензирование, комплексную проверку, обязательства «Знай своего клиента» и многое другое. Возможность мошенничества и нарушения этих правил приводит нас к другому соображению: в какой-то момент власти могут проводить расследования как в отношении мошенников за совершение преступлений, так и в отношении честных предпринимателей за формальное несоблюдение.
После многих лет изучения новых технологий и развивающихся рынков регулирующие органы теперь более осведомлены, чем когда-либо прежде.
Продажа токенов исчезла со сцены из-за двух факторов: мошенничества, бросающего тень на развивающуюся отрасль, и регулирующих органов, требующих соблюдения требований, и штрафов нарушителей. Регулирующие органы – герои, которые защищают общество от недобросовестного бизнеса – мы услышим этот рассказ, когда большое количество наивных мелких инвесторов окажутся обманутыми и потребуют справедливости.
Сублимация не является эффективным ответом на давление регулятора
Можно подумать, что соблюдение правил и процедур – лучшая стратегия для развивающегося рынка криптовалют. Но факт в том, что устаревшие правила сдерживают развивающиеся отрасли. Финтех, и особенно децентрализованные финансы, на самом деле являются ответом на неэффективную, чрезмерно усложненную и устаревшую бюрократическую систему.
Новая отрасль токеномики представила простые способы доступа к краудсорсингу в качестве альтернативы венчурным фондам и традиционным финансовым рынкам, но впоследствии введенные бюрократические правила привели к сокращению продаж токенов.
Вместо этого некоторые части рынка попытались отреагировать, изобрести предложение токенов безопасности в качестве альтернативы ICO. STO намеревалась превратить криптостартапы в «правильные» бизнес-формы и процедуры, но не стала популярной. Люди помнят множество успешных ICO – эфир (ETH) сам по себе является результатом массовых продаж токенов, но кто знает какой-нибудь успешный STO, который можно было бы сравнить с Ethereum? Причина очевидна: рынок не хочет иметь дело с мертвой бюрократией.
Закон Лихтенштейна не сработал?
Понимая, что правила требуют изменения, некоторые страны предприняли усилия по внесению поправок в законодательство. К сожалению, они не смогли выйти за рамки причинной парадигмы бумажного регулирования и избыточного участия центральных властей. Нет никаких умных законов и автоматизированных систем принятия решений – код по-прежнему не закон.
Например, Лихтенштейн после двух лет законотворческой работы в 2019 году представил новый статутный закон, получивший название Закона о блокчейне. Новая бюрократическая машина, служащая целям ICO и других финтех-инициатив, уже запущена и работает, но никто не хочет ее использовать. На сегодняшний день в его публичном реестре содержит всего один финтех-провайдер, зарегистрированный для четырех видов деятельности.
Некоторые юрисконсульты утверждают, что это только начало, но, поскольку регистрация занимает до трех-четырех месяцев, является громоздкой и бюрократической, у этого закона вряд ли будет какое-то заметное будущее. Как гласит один из наиболее популярных мемов DeFi: «Один час здесь – семь лет на Земле».
Выводы
Поскольку тенденция к тому, чтобы технология DeFi постоянно опережала законодательство, мы можем в конечном итоге увидеть лучшую реакцию со стороны властей. Теперь они быстрее выявляют проступки и делают проницательные выводы. Они образованы и имеют мощные инструменты для отслеживания и анализа транзакций, которые, как мы помним, прозрачны для блокчейна. Но они будут преследовать как мошенников, так и честных предпринимателей за формальное несоблюдение устаревших правил.
Таким образом, возможное будущее DeFi состоит в том, что у развивающейся отрасли будет более короткое окно возможностей, чем у других (ICO, IEO, STO и т. Д.). Между тем, больше мошенников могут попытаться вмешаться, возможные скандалы привлекут внимание властей, а регулирующие органы предложат новые части ограничений, чтобы спасти рынок и защитить людей.
Единственный реальный ответ – это переосмысление модели регулирования финансовых технологий с нуля и отказ от традиционных инструментов, таких как бюрократия и бумажные правила, в пользу автономных систем принятия решений. Но это тема для другого разговора.
Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только автору и не обязательно отражают или отражают взгляды и мнения Cointelegraph.
Алексей Конашевич является автором Кросс-блокчейн-протокол для государственных баз данных: технология для публичных реестров и интеллектуальные законы. Он сотрудничает с инновационным центром блокчейн-технологий Университета RMIT, исследуя использование технологии блокчейн для электронного управления и электронной демократии, а также работает над токенизацией прав собственности на недвижимость, цифровых идентификаторов, публичных реестров и электронного голосования. Алексей является соавтором закона об электронных петициях в Украине, сотрудничая с администрацией президента страны и являясь менеджером негосударственной группы электронной демократии в 2014–2016 годах. В 2019 году Алексей участвовал в разработке законопроекта о борьбе с отмыванием денег и налогообложении криптоактивов в Украине.