В то время как ключевые фигуры центральных банков на Западе, такие как Джером Пауэлл и Кристин Лагард, похоже, откладывают вопрос о цифровых валютах центральных банков, Китай продолжает добиваться значительных успехов.
Проект электронных платежей в цифровой валюте Китая, или DCEP, возглавляемый центральным банком страны, по-прежнему привлекает значительное участие частного сектора. От технологических гигантов до конгломератов электронной коммерции – многие крупные фирмы частного сектора играют решающую роль в стремлении создать цифровой юань.
Тестирование DCEP также продолжает расширяться: в нескольких городах проходят пробные розыгрыши через лотереи. Такие банки, как Сельскохозяйственный банк и Промышленный коммерческий банк, взяли на себя ведущую роль в этих пилотных протоколах DCEP, создав кошельки пользователей для потребителей.
Tencent и Ant Group – крупные игроки цифрового юаня
На фоне множества пилотных проектов DCEP в Китае, отсутствия Ant Group и Tencent операторы двух крупнейших в стране платформ электронных платежей – AliPay и WeChat Pay – вызвали серьезные спекуляции. Действительно, проект цифрового юаня рекламировался как ответ Пекина по сдерживанию дуополия принадлежат обеим компаниям.
Эти шумихи также усилились в конце 2020 года после того, как Джек Ма, соучредитель Alibaba, по-видимому, снял от общественности после комментариев, названных критикой в адрес китайских финансовых регуляторов. В своем выступлении на саммите Bund Finance Summit в Шанхае в октябре 2020 года миллиардер обвинил Пекин в сдерживании инноваций, охарактеризовав китайские банки как ломбарды.
Ant Group как холдинговая компания, которая находилась на пороге 37 миллиардов долларов первичное публичное размещение акций, когда его планы IPO внезапно прекратились. Комментаторы в то время связывали исчезновение Ма и неразбериху с IPO с комментариями, сделанными во время мероприятия.
Однако, хотя Ant Group все еще находится под пристальным вниманием регулирующих органов в Китае, появились сообщения о том, что финансовая холдинговая компания участвует в проекте цифрового юаня с центральным банком с 2017 года. Действительно, это открытие означает фирму Ма и Народный банк Китая. (PBoC) сотрудничали в том, что сейчас известно как DCEP, за годы до того, как PBoC официально дебютировал с DCEP в 2020 году.
Кроме того, MYbank, поддерживаемый Ant Group, также является одним из финансовых учреждений, предлагающих цифровой юань. Подразделение исследования цифровой валюты PBoC использовало среду разработки мобильных приложений Ant для создания приложений для смартфонов для DCEP.
Еще в феврале MyBank и WeBank, поддерживаемый Tencent, также были подтверждены в качестве участников расширенных испытаний цифрового юаня. WeBank, возможно, крупнейший цифровой банк Китая с более чем 200 миллионов клиенты, имеет известную историю использования блокчейна с финансовым учреждением, зарегистрировав третье место по количеству патентов, связанных с новой технологией, еще в 2019 году.
Комментируя вероятность того, что DCEP будет конкурировать с установленными системами электронных платежей в Китае, Ифань Хэ, генеральный директор Red Date Technology, крупного поставщика инфраструктуры в сети блокчейн-сервисов страны, сказал Cointelegraph:
«Я действительно не думаю, что цель DCEP – конкурировать с Alipay / WeChat Pay. Если правительство действительно хочет заткнуть им рот, у них есть много методов. Концепция DCEP намного шире ».
Между финтехом и банковскими привратниками
От лотерей до торговых фестивалей китайские банки продвигают цифровой юань для розничной торговли в нескольких городах страны. Эти пробные запуски, похоже, направлены на то, чтобы пользователи приняли DCEP и наладили взаимодействие с кошельками и платежными платформами.
Тем не менее, можно привести аргумент, что цифровой юань нуждается в более широком применении на арене платежей между предприятиями, чтобы он мог функционировать в качестве полноценного компаньона CBDC по сравнению с существующим фиатом, как это предусмотрено центральным банком. Гигант электронной коммерции JD.com – одна из немногих компаний, протестировавших DCEP для платежей B2B.
Ранее в апреле интернет-магазин сообщил, что он уже использует цифровой юань для платежей B2B фирмам-партнерам, а также для межбанковских расчетов. Эти типы вариантов использования, вероятно, раздвигают границы DCEP в его текущей форме до фактического CBDC.
JD.com также сообщил, что с января он уже использует цифровой юань для выплаты заработной платы. Компания спонсировала несколько испытаний DCEP, вложив около 4,6 миллиона долларов во вторую публичную лотерею, проводимую в Сучжоу.
Компания также является еще одним примером важной роли, которую играет частный сектор в содействии более широкому внедрению DCEP. В декабре гигант онлайн-торговли начал принимать цифровой юань в качестве способа оплаты на своей платформе, получив почти 20 000 заказов, финансируемых DCEP, за неделю после своего объявления.
Подобно Tencent и Ant Group, JD.com также участвует в разработке матрицы DCEP. Фактически, финтех-подразделение компании JD Technology and Digital Currency Research Institute является партнером по развитию с PBoC с сентября 2020 года.
В соответствии Ван Пэн, младший научный сотрудник Института финансовых исследований Чунъян при китайском университете Жэньминь, сказал, что в интересах этих компаний сотрудничать с PBoC в разработке цифрового юаня. Тем не менее, эта тенденция, вероятно, также повысит позиции финтех-компаний на арене финансовых услуг Китая, возможно, в ущерб коммерческим банкам и их роли в секторе финансовых услуг.
Центробанки, комментируя CBDC, часто говорят о том, как суверенные цифровые валюты могут вызвать отказ коммерческих банков от посредников. Для Джейсона Блинка, генерального директора цифрового банка EQIBank, эта ситуация является просто частью неумолимого прогресса в мировом финансовом пространстве, как он сказал Cointelegraph:
«Развертывание блокчейна в различных классах активов неизбежно станет вирусным, поскольку существующие процессы и сервисы станут все более и более устаревшими. Технология блокчейн на крупномасштабных рынках капитала, банковском деле, биржах, кредитовании и других финансовых услугах приобретает необычайный импульс, поскольку заинтересованные стороны стремятся устранить неэффективные процессы на протяжении всего жизненного цикла ».
По словам Блинка, цифровые процессы, такие как технология децентрализованной бухгалтерской книги, в конечном итоге станут основой не только банковского дела, но и всей инфраструктуры глобального рынка капитала. Однако Ифань утверждает, что DCEP не станет сигналом о конце банков в Китае, сообщая Cointelegraph:
«В обозримом будущем вся деятельность DCEP должна проходить через коммерческие банки, исходя из текущего дизайна и структуры. Так что на коммерческие банки это оказывает очень небольшое влияние. Но в долгосрочной перспективе, когда PBoC позволит третьим сторонам открывать счета DCEP или получать доступ к счетам DCEP в любой точке мира, это окажет огромное влияние на китайские коммерческие банки ».
Для Ифань цифровой юань, несомненно, заставит коммерческие банки пересмотреть свои бизнес-модели, особенно в условиях конкуренции со стороны финтех-компаний. «Но я не думаю, что они убьют их, потому что основные функции коммерческих банков – предоставлять услуги конечным пользователям», – добавил Ифань.
Остальной мир играет в догонялки
Цифровой юань, возможно, еще не является полноценной CBDC, но ускоренный прогресс Китая в разработке суверенной цифровой валюты, возможно, ставит его впереди других крупных экономик. Есть даже сообщения о том, что страна планирует разрешить иностранным спортсменам и другим посетителям использовать цифровой юань во время зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине.
В то время как Китай находится на стадии ускоренного тестирования, Европейский центральный банк все еще взвешивает необходимость начать официальное исследование CBDC. Недавно ЕЦБ опубликовал результаты публичных консультаций по поводу возможного цифрового евро, при этом почти половина участников исследования требовали конфиденциальности как наиболее важной особенности европейской CBDC.
Действительно, проблемы конфиденциальности являются обычным явлением в разговоре о CBDC, поскольку потребители опасаются увеличения видимости своей денежно-кредитной деятельности в рамках парадигмы национальной цифровой валюты. В казино Макао уже есть опасения, что полностью отслеживаемый цифровой юань может стать похоронным звонком для операторов джанкетов.
Президент ЕЦБ Кристин Лагард ранее заявляла, что Европе может потребоваться четыре года, чтобы разработать цифровой евро, и к тому времени китайский DCEP мог бы, по крайней мере, достичь внутреннего проникновения. По словам Моники Сингер из разработчика инфраструктуры Ethereum ConsenSys, ЕЦБ и другие глобальные центральные банки рискуют уступить позиции Китаю и финтех-компаниям, если они останутся нерешительными в отношении CBDC.
Между тем, председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл по-прежнему твердо придерживается мнения, что США не будут вступать в гонку CBDC с Китаем. По словам Пауэлла, ФРС больше заботится о том, чтобы все было правильно, чем о том, чтобы догнать Китай.
В Соединенном Королевстве центральный банк недавно учредил целевую группу CBDC. Сообщается, что Банк Англии также начал нанимать экспертов CBDC для своей внутренней исследовательской группы, ориентированной на CBDC.