В июне в топы Steam ворвалась «Banana» — игра без геймплея, которая по ежедневному онлайну обгоняет GTA V. Игра, сделанная из нескольких ассетов на движке Unity, буквально за несколько недель обзавелась сотнями тысяч игроков: юзеры в сети активно обсуждают дропы новых «бананов», а такие именитые издания, как Forbes, пишут о ней как о «легальном денежном чите». В то же время на площадке Steam из пустого места внезапно вырос рынок, где некоторые «бананы» продают за сотни долларов. В чем же причина хайпа?
В статье расскажем, как вырос «Банан», о его разработчиках, опасен ли он и какие на нем делают деньги.
Откуда взялся «Банан»
Игра-кликер — концепция, которую успели обыграть по-разному тысячи раз. Одной из первых таких игр была игра Cookie Clicker, вышедшая в 2013 году. Новая волна хайпа для жанра пришла с успехом Notcoin — появлением «тапалок» в экосистеме Telegram на блокчейне TON. Например, в «Hamster Kombat» совсем недавно тапали миллионы юзеров по всему миру.
На фоне этого бума юзеры начали замечать игру в Steam, которая на первый взгляд очень похожа на тапалки — «Banana». Но ведь у игрока есть много кликеров на любой вкус и цвет. Чем же среди них выделилась «Banana»?
О «Banana»
«Banana» — это бесплатная игра-кликер, которая вышла 23 апреля 2024 года. Игроку предлагается нажимать на банан на однотонном фоне, чтобы число бананов росло, и… Все. Больше никакого геймплея в игре нет — даже прогресс между сеансами не сохраняется.
Можно подумать, что это постмодернистская шутка, но нет: вся суть игры — это бананы. Каждые три часа у игрока есть шанс получить банан, а каждые 8 часов он гарантированно получает редкий банан. Бананы — это предметы Steam, которыми можно свободно торговать на площадке. Вот и мотив, который привлек миллионы пользователей: возможность продавать предметы из бесплатной игры, которая требует минимального вовлечения.
«Принтеры» ачивок и предметов
В Steam долгое время процветает узкая ниша проектов, в которых минимум геймплея, но при том очень много ачивок или предметов, которые дают просто так. Все потому, что в профиле Steam есть витрина, где юзер может выставить «напоказ» ачивки, предметы инвентаря, любимые игры и прочие элементы.
Чаще всего многочисленные ачивки и предметы в таких играх-принтерах представляют собой флаги, буквы в разных шрифтах и прочие символы, и, конечно же, популярные мемы. Такие игры редко стоят дороже доллара и имеют небольшой нишевый спрос у юзеров, которые хотят украсить свою страничку в сервисе.
«Banana» во многом с ними схожа: основная фишка не в геймплее, а в предметах — бананах, которые точно так же можно выставить на витрину профиля.
Как связаны яйцо и банан?
Интересно, но «Banana» — не первый проект с таким минималистичным подходом. В феврале 2024 года вышла игра «Egg», где было все то же самое: монотонный фон и яйцо, на которое нужно кликать. Точно так же было и множество предметов-яиц, которые можно обменивать на торговой площадке.
Релиз прошел незамеченным: до бума «банана» о игре почти никто не знал. Даже сейчас отзывов на странице Steam у нее всего примерно 9 тысяч — против почти 40 тысяч у «банана».
Внезапная популярность
«Banana» вышла в апреле и некоторое время, как и ее предшественник «Egg», оставалась незамеченной, распространяясь в основном как мем. Но тут произошел бум «тапалок», таких как известный «Hamster Kombat», и на волне хайпа юзеры начали замечать и «Банан» — игры весьма схожи. Уже в конце мая игра попала в топы Steam.
В середине июня «Banana» достигла гигантской для бесплатной игры отметки — 400 тысяч юзеров на пике онлайна. В топе Steam она обошла даже таких гигантов, как GTA V и Apex Legends. За неделю до этого на пике игра набирала минимум вдвое меньше — примерно 140 тысяч игроков максимум. Согласно официальному Discord-каналу игры, к концу июля юзеры скачали «Banana» более 10 миллионов раз.
Такой огромный прирост объясняется не только хайпом, но и наплывом ботоводов: в игре почти нет геймплейных механик, все, что нужно, чтобы получать бесплатные предметы — это держать игру открытой и кликать раз в 3 часа, чтобы алгоритмы не посчитали, что юзер находится в AFK (Away From Keyboard). Автоматизировать такой процесс не составляет труда, а мизерные затраты вычислительной мощности компьютера игрой позволяют держать активными одновременно десятки ботов на одном ПК.
Вслед за «Бананом» начали появляться десятки его клонов: простота механик позволяет сделать такую «игру» буквально за день. Ни один из них, впрочем, не достиг такой же вирусной популярности.
Кто стоит за разработкой игры
Если перейти по ссылке на официальный Discord-канал разработчиков, который насчитывает более 30 тысяч участников, то нас встречает профессионально оформленное сообщество. Никакого флуда или засилья спам-ботов, четко разделенные ветки, такие как новости и FAQ. Модераторы явно хорошо работают над поддержанием порядка — резкий контраст с самой игрой, которую можно «слепить на коленке» за день.
Раздел с разработчиками и модераторами ведет к тем же именам, что и на странице в Steam: Sky, O’Brian, SPARTAN. Однако, если копнуть чуть дальше в историю сервера, то можно заметить, что подавляющая часть анонсов и постов с информацией создается пользователем под ником TheseLions — настоящим автором проекта.
Личность разработчика
Из профиля пользователя TheseLions (на момент выхода статьи он, скорее всего, поменял никнейм) помимо того, что он родом из Германии, можно узнать, что его аккаунт находится в пожизненном бане на торговой площадке Steam. За что же он его получил?
Из видео, ссылка на которое в закрепе у TheseLions, можно узнать весьма любопытную историю. В 2020-ом году он участвовал в рыночной махинации на торговой площадке Steam: TheseLions и несколько его друзей купили абсолютно все предметы, что иронично, под названием «Bitcoin», из игры «Run» — типичного представителя «принтеров ачивок». Сумма затраченных финансов не превышала $50, однако, внезапный рост количества продаж вывела предмет в топы торговой площадки. Там уже предмет начали покупать заинтересованные юзеры. А так как все предметы были в руках TheseLions и его друзей, это обеспечило им полный контроль над ценой на «Bitcoin».
Администрации Steam, впрочем, не понравились такие схемы на их торговой площадке. Игру «Run» вскоре убрали из каталога, TheseLions и его друзья получили пожизненные баны на продажу предметов, а деньги за все купленные предметы были возвращены юзерам.
Предположительно один или несколько аккаунтов, которые указаны в команде разработчиков «Banana» — это фейки TheseLions, созданные для обхода блокировки. На это указывают общие друзья, участие в одних и тех же группах и другие косвенные факторы.
Сколько заработали разработчики
Вопрос денег — самый острый вокруг «Banana». Администрация Steam пока не предпринимала никаких шагов к блокировке игры, а на торговой площадке выставлены миллионы предметов-бананов.
Некоторые «редкие бананы» могут стоить несколько долларов, иногда даже несколько сотен, но большая их часть выставлена по наименьшей возможной цене — $0.03, или 0.03 любой локальной валюты. Негусто. Почему $0.03? Все из-за того, как распределяются деньги от продажи предметов на торговой площадке: любая из сторон — разработчики, Steam и игрок, — согласно правилам, не могут получить за предмет меньше $0.01.
Но если учесть ежедневный онлайн в сотни тысяч человек, то если предположить, что все эти люди продают свои бананы, то суммы прибыли выходят внушительные. Например, в статье Forbes приводится следующая математика:
- Пользователь получает новый «банан» каждые три часа. Следовательно, максимум, который может получить игрок за день, это 24/3 = 8 предметов.
- Если предположить, что игрок сможет продать все полученные предметы по минимально возможной цене – $0.03, то по итогу выйдет $0.03 * 8 = $0.24, из которых $0.08 уходят Steam и еще $0.08 уходят разработчикам. Итого игрок получает $0.08.
- Тут мы берем в расчет среднесуточное количество игроков. На момент написания нашей статьи в игре находятся 398 094 игроков, но для простоты мы возьмем число меньше — 200 тысяч юзеров. 200.000 * $0.08 = $16 000 ежедневно.
Такие цифры, впрочем, основываются на двух допущениях: что игрок продаст все полученные бананы, и что он продаст их по минимальной цене в долларах — $0.03, а не в региональной валюте — к примеру, за 0.03 рубля. Но можно с уверенностью сказать, что и разработчики, и Steam получают до нескольких тысяч долларов ежедневно.
«Banana» — скам?
Среди тысяч положительных отзывов, большая часть из которых шуточные, можно увидеть и довольно серьезные обвинения: одни говорят, что «Banana» — вирус, другие — что игра майнит крипту на ПК пользователя, третьи — что это мошенническое ПО. Так ли это?
Опасна ли игра для ПК юзера
Главный вопрос, который беспокоит пользователей — содержит ли игра вирусы или майнеры. И, судя по всему, нет.
Как разобрал ютьюбер под ником Jauwn, структура игры максимально проста: игра есть простейший шаблон на движке Unity, который содержит в себе лишь PNG банана и строчки кода, которые ответственны за подсчет кликов и времени, и интеграцию с системами Steam. Игра не отправляет никаких данных и может быть запущена даже в оффлайне, единственные данные, которыми программа обменивается с серверами Steam — это количество времени, проведенное в приложении, на основе чего и дропаются предметы.
В игре отсутствуют какие-либо функции кроме двух кнопок: одна открывает базовые настройки из шаблона Unity, другая ведет на торговую площадку Steam. Запихнуть вредоносное ПО в такую «игру» некуда — так что с большой долей уверенности можно сказать, что никакого вреда само приложение не несет.
Обманывают ли юзеров на деньги
«Banana» и ему подобные игры нередко сравнивают с крипто-играми с негативной репутацией: они обещают быструю прибыль и требуют от игрока больших инвестиций, которые очень редко окупаются.
В отличие от них, «Banana» не обещает пользователю прибыли. Разработчики вообще ничего не обещают — весь рынок существует исключительно на страх и риск юзеров. Игра не предоставляет никаких бонусов за рекрутинг новых игроков и играть в нее можно бесплатно, игрок лишь может участвовать в ивентах сообщества и создании новых бананов. Еще игроку предлагают купить редкий банан или мерч — но это не необходимо.
Сами разработчики в разделе «FAQ» своего Discord-канала призывают не воспринимать бананы как инвестиционный актив и заявляют, что осуждают юзеров, которые занимаются спекуляцией на торговой площадке Steam.
Стоимость «редких» бананов основывается исключительно на спекуляции вокруг их редкости — как у NFT во многих крипто-играх. Но, в отличие от NFT-предметов на блокчейне, торговая площадка Steam позволяет разработчикам свободно создавать предметы, а также удалять их с нее. То есть слова в описании к «редкому» банану о том, что их существует всего несколько штук, гарантируются лишь честностью разработчика. Ничто не мешает ему сделать тысячи таких предметов и мгновенно обрушить цену на них.
Ждет ли нас светлое банановое будущее?
Феномен «Banana» интересен сам по себе: ничем не подкрепленный рынок, который возник из ниоткуда и вовлек сотни тысяч людей. Но надо понимать, что он вырос на пустом месте исключительно благодаря хайпу, а высокая цена на некоторые из бананов обеспечивается лишь обыкновенной спекуляцией — а потому не может быть стабильной.
Вероятно, некоторое количество покупателей бананов — это коллекционеры, но большая часть инвесторов — спекулянты, которые надеются продать кому-нибудь редкий банан подороже. Они же и создают иллюзию роста цен, которая привлекает в игру еще больше пользователей: если посмотреть на количество ежедневных транзакций среди редких бананов, то они редко доходят даже до десяти, а самые дорогие из бананов никто не покупает. А так как никакого функционала предметы-бананы не дают, — фишку смены скина на банане в игре еще не ввели, — то, скорее всего, они так и останутся невостребованными, пока их количество на рынке растет и растет.
Источник