В мобильной игре прежде всего ценится идея. Если она заходит публике, можно и $700 000 одному заработать. Поэтому, увидев интересную задумку, у разного рода разработчиков велик соблазн сделать игру-клон и быть первым. Что это — находчивость и оперативность или банальное воровство? Выгодный бизнес с частыми банами и судами? Разбираемся в статье.
Wordbox — история одного ограбления
В начале ноября в сети появилась грустная история разработчика Максима Карпенко о проекте его мечты Wordbox, который он воплощает с 2012 года и официально выпустил в Playstore в 2018 году.
В 2019 году на конференции в Минске Алексей познакомился с Александром Новиковым, владельцем компании Justmoby. Бизнесмену понравился продукт Алексея, он предложил купить его или стать партнерами. Но Алексей ответа не дал, дальше переговоров дело не пошло.
А вот в октябре 2020 года у Wordbox появился полноценный клон. Игра называлась God Simulator — Sandbox Mod ; Open World. Факт заимствования легко подтверждает сравнение экранов. Слева оригинал, справа — копия:
Самое интересное в другом. Владелец игры-клона, компания Stavrio Ltd, подала заявки на регистрацию названия Wordbox во всех значимых регионах: США, Европейский Союз, Канада, Россия и прочих. Заметьте, собственниками они хотят стать не своего товарного знака God Simulator, а чужого — Wordbox.
При этом факт кражи идеи отрицают, ссылаясь на свою независимую разработку графики, аудио и игрового кода. Даже просят прекратить противоправные действия в их адрес. Лучшая защита — нападение!
Максим Карпенко не собирается мириться с произволом, ведет полноценное расследование и привлекает общественность. Цели глобальные: защитить не только себя, но и оповестить всех разработчиков о важности регистрации названия вовремя.
Дело уже вызвало резонанс и за рубежом. И если на Reddit слова поддержки высказывают пользователи, то на других ресурсах пишут уже журналисты.
Как работают подобные компании в России?
Таких организаций, как Justmoby, в мире не одна и не две. Так, на одном из порталов по отзывам о работодателе мы встретили следующее:
Заметим, что отзыву около двух лет. И здесь речь идет о том, что верстается игра за 2 недели, так как воруется даже код. Основным источником монетизации является показ рекламных роликов на фоне. Это несоответствие количества показов объему трафика в приложении. В фоновом режиме крутятся так называемые «невидимые объявления», которые оплачивают рекламодатели, не получая с этого никакого дохода.
Но за эти два года компанию «Сонакай» никто не закрыл. Мало того, что она действующая и имеет 7 сотрудников:
Так еще и показывает белую деятельность, хоть и валовый оборот сильно падает в динамике нескольких лет. C 20 000 000 рублей в 2017 году, до 3 200 000 рублей в прошлом году. Видимо, разработчики оригинальных игр стали осмотрительнее:
Ситуация в бурже
Мы решили изучить подобные кейсы за рубежом. Выяснили, что подобные ситуации происходят уже на протяжении почти 15 лет. Еще в 2007 году выкладывались подробные инструкции по плагиату геймдизайна:
Автор рассказывает, как должен вести себя «настоящий вор». Но идея сводится не к банальному копированию, так как копия всегда хуже оригинала, а к заимствованию концепции.
А в бурже сейчас и откровенное воровство не редкость. Вот посмотрим на игру Hero Wars:
И сравним ее с Hero Charge:
А вот игра Clash of Clans:
У нее несколько клонов. И если первая, Throne Rush, похожа внешне, то вторая обыгрывает даже название — Clash of Lords.
«Кто говорит плагиат, а я говорю — традиция», — тонко подметил великий русский режиссер Всеволод Мейерхольд. Проблема актуальна для искусства во все времена, каким является и геймдизайн.
Есть ли инструкции, как воровать игры или код?
Мы решили посмотреть, много ли информации в сети о подобных методах. Так, публикации о воровсте кода на Unity встречались еще в 2015 году.
Последняя подробная информация датируется 2019 годом. Там даже по требованию присылается видео-гайд. Подробно разбирают именно Unity 3D. Так что все рекомендации, как правильно воровать, есть в открытом доступе.
На форумах геймдизайнеров мы встретили тему: много ли кода вы воруете? Далее развивалась активная дискуссия. То есть вопрос, воруете или нет, отсутсвует. Дело только в количестве — много или мало? Ну и этичности самого вопроса.
Как разработчики борются с клонами?
Главным способом борьбы является правовая защита продукта. Но тут есть сложности. Геймплей очень трудно защитить юридически, потому что он не попадает почти ни под какие категории в законах о защите интеллектуальной собственности.
Правда, еще три года назад в Европе был принят закон о защите нетрадиционных торговых марок, без графического изображения. И тогда уже пользователи боялись абсурдных судебных процессов:
Однако, проблема актуальна в 2020 году. И вторым способом борьбы является максимальная огласка. СМИ, форумы, порталы. Пользователи сочувствуют и дают рекомендации. Вот на Reddit:
Автор поста предлагает обращаться напрямую в Apple и Google для удаления игры. Действительно, баны являются частым спутником создателей игр-клонов, но не останавливают их. Если посмотреть на динамику рынка по годам, становится понятно почему. Прибыль важнее.
Мнение юриста
Так как тема актуальная, мы попросили прокомментировать ее эксперта. Павел Катков, владелец IT-legal компании «Катков и партнёры» пояснил следующее:
Плагиат игр — явление, масштабы которого будут нарастать по мере роста рынка игр и далее. Игра — актив непростой, необходимо обеспечить охрану целого комплекса объектов:
- Товарный знак, причём и словесный (название игры), и изобразительный (логотип)
- Программный код и в целом вся программная часть
- Персонажи. Все визуальные элементы (пейзажи, карты. анимация и прочее)
- Фонограммы (звуки)
И так далее, перечень не закрыт. Но наиболее сложный вопрос — это охрана самой идеи игры. Идеи сами по себе не охраняются, а потому возникает вопрос, что делать в данном случае?
По сути, речь идёт о синопсисе (а если игра уже запущена — о сценарии) игры, тесно переплетённом с программной частью, и возможно, достойном патентования. При этом многие (в том числе и недобросовестные конкуренты) концентрируются на самом простом — на товарном знаке — и, на мой взгляд, зря.
Да, товарный знак позволяет выдавить конкурента из Apple Store и Google Play, однако игру можно переименовать, и важно защитить её суть, содержание. Думаю, за этим —способностью обеспечить всестороннюю охрану и защиту интеллектуальной собственности игр — будущее данной категории споров.
Мнение бывшего сотрудника
Мы обратились также к бывшему работнику подобной конторы Academ Media Борису:
В 2013 году он уволился, в 2016 году было резонансное дело, связанное с мошенническими заработками его бывшего работодателя на фоновой рекламе в размере 250 000 долларов в день, о котором писали даже в Financial Times. А компания жива до сих пор и меняет только ООО. Значит дело продолжает приносить прибыль.
Заключение
Создание игры-клона может включать как плагиат отдельных элементов, так и игры целиком. Все это занимает не более двух недель. Монетизируется же проект не только за счет продажи игры, но и за счет фоновой скрытой рекламы с обманом рекламодателей.
Частые баны и черная репутация не останавливают компании. Разработчикам же следует учесть, что при защите прав важен комплексный подход. Только регистрация товарного знака решит проблему на короткой дистанции. Необходимо обеспечивать всестороннюю защиту игры.
В наших Телеграм-каналах вы найдете еще больше полезной информации: основной канал, e-commerce, гемблинг, адалт и дейтинг, беттинг, финансы и классический манимейкинг.
Источник