Недавно мы опубликовали материал, в котором овнер Softswiss рассказал, как ему удалось построить iGaming-компанию стоимостью больше $1 миллиарда без внешних инвестиций. Во второй части интервью Иван Монтик и Олег Артишук поговорили об iGaming-индустрии 2023 года в целом. Они обсудили такие вопросы:
- Порог входа в онлайн-казино;
- Рентабельность гемблинг-компаний;
- Борьба рынков онлайн и оффлайн-казино;
- Как изменился рынок гемблинга за 10 лет.
Интересные подробности интервью длительностью более 1 часа читайте в этой статье.
Про заработок онлайн-казино и рентабельность их бизнеса
Иван рассказал, что крупным клиентом для Softswiss он считает казино с ежемесячным GGR* $1 миллион. Минимальный валовый игровой доход компаний, работающих с холдингом Монтика составляет $200 000 в месяц.
Самый крупный GGR у одного из партнеров Softswiss был в мае 2023 года, его размер составил €380 миллионов.
*GGR (Gross Gaming Revenue) — валовый игровой доход, сумма всех ставок игроков за минусом выплат им.
Средняя рентабельность бизнеса онлайн-казино, по оценкам Ивана, составляет 30% от GGR. Основным фактором затрат у казино является стоимость привлечения трафика.
Лидер среди криптоказино
В числе своих партнеров Иван назвал компанию Stake**. Этот агрегатор казино имеет ежемесячный GGR на уровне $150 миллионов. Это только та часть бизнеса Stake, которая работает через платформу Монтика. Реальный валовый доход платформы может быть в несколько раз больше.
По мнению спикера, по выручке Stake является лидером гейминг и беттинг-индустрии. Таких показателей компании удалось достичь за счет агрессивного маркетинга и огромных капиталовложений в развитие собственного бренда. Помимо прочего, Stake спонсирует премьер-лиги многих стран. В нынешнем году платформа стала спонсором команды Alfa Romeo на Формуле-1. Благодаря этому удается получать огромное количество органического трафика.
**Stake представляет собой беттинг-платформу, где можно делать ставки на спорт и играть в онлайн-казино. Она поддерживает множество криптовалют, таких как Bitcoin, Bitcoin Cash, Litecoin, Ethereum, Ripple, Tron, EOS и Dogecoin. По заявлениям разработчиков, оборот платформы с 2017 года уже превысил $35 миллиардов.
Тенденции игрового рынка
По оценке Монтика, топовые игры наподобие «Авиатора» имеют GGR в сотни миллионов долларов. При этом наблюдается тенденция к тому, что игры быстро приедаются, а геймерам нужны новые механики и фишки. Поэтому больше всего зарабатывают те iGaming-игроки, которые выпускают на рынок новинки.
Еще Иван подчеркнул, что сегодня в бизнес онлайн-казино лезут очень многие, у кого есть инвестиции в размере от $500 000. При этом люди не понимают, что гемблинг — это очень тяжелый бизнес, а не только профиты. Самая большая статья расходов у казино — это трафик. Привлечение качественного трафика оказывается для многих непосильной задачей, и бюджет сливается в трубу.
Самое важное в запуске онлайн-казино
Спикер выделил опыт, как основополагающий фактор, способствующий успешному развитию iGaming-проекта. Под опытом он подразумевает:
- Глубокое знание продукта и рынка в целом;
- Умение привлекать и работать с трафиком;
- Связи и нужные контакты в iGaming-индустрии.
Иван привел в пример команду, члены которой работали в крупных онлайн-казино. Ребята получили большой экспириенс, пришли в Softswiss совсем без денег, но с бэкграундом и пониманием бизнеса. Холдинг Монтика предложил им платформу, инвестиции и свою поддержку. Взамен команда должна в течение нескольких лет вернуть инвестиции и выплатить оговоренную сумму Softswiss. По словам спикера, за полтора года ребята улетели в космос по доходам и отлично себя чувствуют.
Регуляция игорного бизнеса в разных странах
«Многие страны вводят лицензии для того, чтобы задушить игорный бизнес, а не регулировать его», — заявил спикер.
В качестве примера вышеуказанного заявления Иван привел Швецию. Некогда население этой небольшой скандинавской страны представляло собой достаточно насыщенный депозитами и средним чеком гемблинг-рынок. Онлайн-казино работали в Швеции по мальтийской лицензии***. Высокая конкуренция в этом гео мотивировала казики создавать уникальные и интересные для игрока продукты.
***Мальтийская лицензия (MGA) позволяет работать на любом, в том числе европейском рынке, где нет локального регулирования деятельности казино.
По мнению Монтика, Швеции разумнее было бы договориться с Мальтой, чтобы деньги с игроков-шведов перечислялись им в виде налогов. По мнению спикера, на Мальте уже все выстроено, отрегулировано, и есть четкая система контроля, поэтому Швеции не имело смысла создавать свой регулятор. Тем не менее страна пошла по этому пути.
В результате введения внутреннего лицензирования онлайн-казино в Швеции стало невозможным внедрение каких-то инноваций, раздача игрокам бонусов и прочих плюшек. Все казино стали одинаковыми, как-то выделиться на фоне других не представляется возможным из-за многомиллионных штрафов. В итоге была убита конкуренция, а за ней и сам рынок.
Шведские игроки привыкли к крутым играм. После введения лицензирования им стало неинтересно, и они пошли на новые рынки, а местные казино остались не у дел.
Как ты думаешь, почему Швеция так поступила с лицензированием?
Таким образом правительство борется с рынком гемблинга.
Почему тогда нельзя просто взять его и запретить?
Это же европейская страна, запрещение будет выглядеть не демократично. Поэтому запрещают так завуалированно.
Такое произошло только в Швеции или в других странах есть что-то подобное?
Во многих странах есть всякие фишки, которые портят жизнь онлайн-казино. Например, в Германии один человек может сделать не более €1 000 общего депозита в месяц. И это не на одно казино, а совокупно на все гемблинг и беттингпроекты, в которых юзер зарегистрирован.
Как ты считаешь, кто лоббирует принятие закона о лицензировании онлайн-казино в отдельных странах?
Безусловно, это делают владельцы оффлайн-казино и компании, с ними связанные. Например, в Германии это Novomatic — крупный австрийский концерн, занимающийся производством игровых автоматов.
На твой взгляд, онлайн-казино представляет конкуренцию оффлайн-гемблингу?
Нет. У них абсолютно разные портреты игроков. В оффлайн-казино идут играть совершенно с другим бюджетом, люди там ловят кайф не только от азарта, но и от обстановки, атмосферы. Онлайн и оффлайн-игроки, как правило, не пересекаются. Соответственно, оба этих вида казино не могут составлять друг другу конкуренцию.
Оффлайн-казино все еще является крупным бизнесом, в сравнении с онлайном, у них есть деньги, чтобы лоббировать свои интересы?
Конечно, это крупный бизнес. Только по официальным данным годовая оценка игрового рынка составляет $550 миллиардов. Из этой суммы только лишь $100 миллиардов приходится на онлайн-казино, а все остальное генерит оффлайн-бизнес.
Ты больше 10 лет в гемблинг-бизнесе. Как за это время поменялся портрет игрока?
Игрок был десктопный, стал мобильный. Также он сильно помолодел за это время — раньше активными игроками были люди среднего возраста, сейчас играют и двадцатилетние.
О предубеждении относительно iGaming-индустрии
Спикер рассказал, что когда он только пришел в индустрию, несколько напрягался по поводу экологичности этого бизнеса. Затем он сделал для себя вывод, что гемблинг дарит людям эмоции. Далеко не всегда они позитивные, но они позволяют людям прочувствовать то, что в обычной жизни им не доступно.
«Эмоции, они всегда заряжают либо переключают тебя. Получив даже негативные эмоции, человек переосмысливает некоторые моменты своей жизни», — философски заметил Монтик.
Также спикер добавил, что, по сути, iGaming-индустрия занимается перераспределением денег. Кто-то их проигрывает, кто-то — выигрывает. Какая-то часть денег аккумулируется в казино, потом расходуется, в том числе и на благотворительные проекты.
«На лудоманах ты денег не заработаешь»
Люди, которые испытывают зависимость от игры, не являются целевой аудиторией казино. Больше всего денег приносят те игроки, которые относятся к ставкам, как к развлечению. Они адекватно воспринимают ситуацию и свои проигрыши.
Иван рассказал, что казино активно борется с лудоманами. Многие платформы, в том числе и Softswiss, разработали софт, который помогает выявлять зависимых игроков и блокировать их.
Возможно ли запустить онлайн-казино в одиночку, и сколько это стоит
Через платформу Softswiss запуск онлайн-казино обойдется примерно в $45 000. Иван рассказал, что в его компании были кейсы, когда казино запускала команда из нескольких человек. Успешность проекта гарантирует не количество, а экспертность фаундеров.
Также спикер отметил, что в указанную сумму не входит стоимость получения лицензий. Как правило, у предпринимателей это занимает большое количество времени, денег и нервов. Эту функцию Softswiss также может взять на себя, но ценник запуска бизнеса под ключ будет на порядок выше.
«Если у тебя есть источник трафика и понимание, как работает онлайн-казино, ты можешь запуститься и без денег», — прорекламировал услуги Softswiss спикер.
Финальные ответы на вопросы
Сколько клиентов вы сейчас подключаете на свою платформу?
1-2 в месяц.
Это все новые бренды?
Да, это новые онлайн-казино.
Как ты считаешь, проще запустить аффилейт-проект или казино?
Конечно, аффилиатку запустить проще. Тебе не нужно заморачиваться с лицензиями и решать кучу других вопросов. Если ты умеешь добывать качественный трафик, можно лить его на казино и зарабатывать на этом хорошие деньги.
Тем не менее казино зарабатывает больше, чем аффилиаты?
Не на всех рынках. На некоторых из них аффилиаты имеют больше профита, чем операторы рынка.
Во сколько ты оцениваешь заработки аффилиатов?
У меня нет статистики, но я думаю, что сотни миллионов долларов чистой прибыли имеют крупные команды.
Сколько времени нужно, чтобы запустить новый продукт онлайн-казино?
Больше всего времени занимает бюрократическая процедура с получением лицензий. Если это не брать во внимание, как правило новый продукт обычно бывает готов за 3 месяца.
У меня нет экспертизы в гемблинге, но есть большой нетворк. Сколько мне нужно денег, чтобы запустить проект, который быстро стартанет, а не будет раскачиваться 3 года?
$1 миллион и выше, все зависит от твоих аппетитов и гео, в котором ты планируешь развиваться.
За какое время я смогу отбить эти деньги?
Полтора-два года.
Как определяется процент выигрыша в слотах? Оправдано ли утверждение, согласно которому, если продолжительное время были проигрыши, вероятность выигрыша увеличивается?
Процент выигрыша определяется самой игрой, то есть заложенной в нее математикой. В общих чертах можно сказать, что никакой системы в выигрыше или проигрыше нет, тут работает чистый рандом.
Получается, что на короткой дистанции и казино может оказаться в минусе?
Конечно, может. Казино — это бизнес больших чисел. Тут заработать можно только на дистанции, поскольку в моменте бизнес может работать в большой минус.
Объем ставок в крипте постоянно растет?
Есть определенные закономерности — когда крипта падает, игроки активно ставят ставки в ней. Когда криптовалюты растут, юзеры наблюдают за процессом, и активность ставок в них снижается.
Законопроект MiCA**** несет какие-то риски для вашего бизнеса?
Я думаю, что наоборот, будут одни преимущества от этого для ниши. Больше людей будут пользоваться криптой, поскольку смогут ее юзать через свои банковские приложения.
****MiCA — законопроект, который предусматривается регулирование виртуальных активов в ЕС.
Источник